Готовимся к новому учебному году

пятница, 18 марта 2016 г.

Разработка внеклассного мероприятия: "Война и поэзия".

Ув. коллеги-словесники! 
Предлагаем вам разработку внеклассного мероприятия.
Тема литературной гостиной "Война и поэзия".
Разработчик Кулик А.С., учитель Горловского лицея №4 "Элит"

ВОЙНА и ПОЭЗИЯ


СЦЕНАРИЙ
Действующие лица:
Часть 1
Ведущий
Часть 2
Корреспондент.
Солдат (он же ведущий)
Девушка-медсестра.
Корреспондент
Часть 3
Корреспондент
Ведущая (девушка-медсестра)
Первый боец (он же ведущий)
Второй боец (учитель музыки)
Корреспондент
Девушка (ведущая) – Солдат (ведущий)
Корреспондент
Солдат (ведущий) – Василий Тёркин (учитель музыки)
Часть 4
Корреспондент
О. Берггольц
Корреспондент
О. Берггольц
Часть 5
Корреспондент
Ведущая
Корреспондент.


Часть I
(Ведущий появляется под бледный свет софитов, постепенно он приближается и ярче становится свет)
Ведущий. Война ударила молотом по всем – стар  и млад оказались под этой неистовой лавиной смерти. Казалось, уж не было места ни любви, ни творчеству. Однако, люди умудрялись жить, любить и творить не смотря на ежедневную борьбу с „фашистом”, которую сегодня называем Великой отечественной войной.
Молодые советские поэты также оказались на фронте по воле судьбы и своей воли писали стихи. В этих поэзиях отражена жестокая реальность тех дней.

Часть II
(Из глубины сцены выходит корреспондент, одетый в солдата, через плечо весит планшет. На авансцене он его снимает и раскрывает, достав исписанные листки бумаги. На заднем плане – экран, на который проецируется изображение)
Корреспондент. Книги выступают как хранители памяти поколений. Более тысячи писателей и поэтов ушли на фронт, и свыше четырехсот не вернулись домой. По горячим следам войны создавали они, надевшие военную форму, свои произведения. Это Константин Симонов, Михаил Исаковский, Александр Твардовский, Алексей Сурков, Ольга Берггольц и многие, многие другие... Поэзия фронтового поколения стала одним из самых ярких и значительных литературных явлений. Но это было уже после Победы... 
Мне довелось увидеть немало: ужасы войны, людские жизни и смерти, реалий войны, фронты, быт солдат и мирных жителей…
До Великой Отечественной войны в СССР насчитывалось 2186 писателей и поэтов, 944 человека ушли на фронт, не вернулись с войны – 417. 
Мы знали всё: дороги отступлений, 
Забитые машинами шоссе, 
Всю боль и горечь первых поражений, 
Все наши беды и печали все. 

И нам с овчинку показалось небо 
Сквозь «мессершмиттов» яростную тьму, 
И тот, кто с нами в это время не был, — 
Не стоит и рассказывать тому. 
И, возвратись в редакцию с рассветом, 
Мы спрашивали: живы ли друзья? 
Пусть говорить не принято об этом, 
Но и в стихах не написать нельзя. 

Стихи не для печати. Нам едва ли 
Друзьями станут те редактора, 
Что даже свиста пули не слыхали, — 
А за два года б услыхать пора. (Алексей  Гитович. „Военные корреспонденты”)

Корреспондент (Открывает планшет. Основной свет гаснет. Освещается только часть сцены с исписанными пожелтевшими листками бумаги. Слышится звук метронома, отсчитывающего последние секунды мирного времени. Звучит музыка песни А.Александрова „Священная война”, на фоне которой Ю.Левитан (в записи) говорит за кадром о начале войны. После без звука проецируется видео начала войны: молодые выпускники школ идут на фронт, оставляя дом или прощаясь с товарищами). 

(Свет зажигается. Чтец в солдатской одежде выходит с другой стороны сцены, читает строки стихотворение „Сороковые” Д.Самойлова на фоне звуков выстрелов и взрывов, которые проецируются на экран). 
Солдат: Сороковые, роковые, 
Военные и фронтовые, 
Где извещенья похоронные 
И перестуки эшелонные. 

Гудят накатанные рельсы. 
Просторно. Холодно. Высоко. 
И погорельцы, погорельцы 
Кочуют с запада к востоку... 

(С глубины сцены выходит девушка – медсестра, в халате, с медсумкой, став рядом с солдатом, читает):
Девушка-медсестра:
Они уходили, твои одногодки,
Зубов не сжимая, судьбу не кляня.
А путь предстояло пройти не короткий:
От первого боя до Вечного огня.

Твои одногодки нам стали отцами,
Хотя до победы они не дошли.
Они нам весну подарили, а сами,
А сами цветами в полях проросли. („Твои одногодки”. Инна Кашежева, 1964)

(Свет над Солдатом и девушкой-медсестрой постепенно угасает. На другой части цены корреспондент в свете читает)
Корреспондент:
До свиданья, города и хаты,  
Нас дорога дальняя зовет.  
Молодые смелые ребята,  
На заре уходим мы в поход.  
  
На заре, девчата, выходите  
Комсомольский провожать отряд.  
Вы без нас, девчата, не грустите,  
Мы придем с победою назад. (Михаил Исаковский)  

Корреспондент (подойдя к героям сценки) У каждого поэта-фронтовика свое восприятие действительности. У каждого свои стихи – страстные, искренние, а потому и живучие. Поэты знали, каково подняться из окопа, каково слышать постылый свист пуль.
Все написанное в ту пору представляет собой лирический дневник молодого солдата Великой Отечественной. Поэты пишут о том, что видели, что пережили сами, о „ледяной стуже” и „пламени пожаров”, об „окопном терпении” и „слепой ярости” атак. 

(Исполняется песня „До свидания, мальчики”. Музыка и слова Б.Окуджавы – 1 куплет).

Часть III

Солдаты. На привале
(На сцене стол, к которому подходят Корреспондент и Ведущая)
Корреспондент (Подходит к столу, берет в руки книгу и раскрывает её, показывая литературный материал о М.Исаковском, говорит под светом лампы):
О многом писали поэты в годы войны. Михаил Васильевич Исаковский – автор знаменитых песен „Катюша”, „Огонек”, „В лесу прифронтовом” – ровесник века, поэт народный, естественный. Не случайно десятки его стихотворений стали удивительными песнями, растворившимися в памяти народа. Разные наблюдения, детали, факты входили в лирику Исаковского. Но за всем этим вставал главный герой, творец победы – солдат. 
Ведущая (подойдя к нему и сев рядом): Простой солдат пережил не только горе, но и разочарование судьбой, ощущение ее несправедливости и его собственных напрасных усилий…
Любовная лирика неожиданно заняла тогда в поэзии важное место, стала пользоваться необычайной популярностью.
Когда речь заходит о лучших лирических произведениях поэзии военных лет, мы, не задумываясь, называем „Землянку” Алексея Суркова и „Жди меня” Константина Симонова. Твардовский, строгий и даже придирчивый ценитель поэзии, сказал, что „именно эти стихи о самом главном, именно они являют собой „души откровенный дневник”. 

 (Тускнеет свет. На экран проецируется видео с Ютубhttps://youtu.be/1vRYwaJC5FY (длительность 0-1:59 мин.) Звучит музыка песни Н.Богословского „Темная ночь” в исполнении Марка Бернеса.
Освещается часть сцены у стола. Возле блиндажа. Сидят два солдата. Первый боец пишет письмо, второй сидит с гармонью, читает „Боевой листок”... За кадром звуки выстрелов, взрывы (видео на экране). 
Первый боец пишет письмо (озвучивает вслух, что пишет): 
Ты не знаешь, мой друг, 
что такое война... 
Это вовсе не дымное поле 
сражений, 
Это даже не смерть и отвага. Она 
В каждой капле находит свое 
отраженье. 
Это изо дня в день лишь 
блиндажный песок 
Да слепящие вспышки ночного 
обстрела, 
Это боль головная, что ломит 
Второй боец (учитель музыки поет под гармонь „В землянке”)
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Ты сейчас далеко, далеко,
Между нами снега и снега...
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти – четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови!
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви. (Алексей Сурков, 1942).
(Свет над солдатами гаснет)

Корреспондент: После тяжелых боев солдатам необходим отдых, хотя бы короткий, иначе невозможно выдержать чудовищное напряжение.
Знали солдаты, что многих ожидает смерть – может быть, уже завтра. Знали, что война – не праздник. Но всё же звучали на войне шутки, раздавался смех, пелись веселые песни.

(Тускнеет свет на Корреспондентом. За столом двое – Солдат с одной стороны, Девушка с другой. На фоне тихой музыки). 
Он (смотрит вдаль перед собой):
Жди меня, и я вернусь. 
Только очень жди. 
(Она берет письмо, смотрит вдаль, грустно):
Жди, когда наводят грусть 
Желтые дожди. 
(Он): Жди, когда снега метут, 
(Она): Жди, когда жара, 
(Он): Жди, когда других не ждут, 
Позабыв вчера. 
(Она, взгляд вдаль, руки прижаты к груди, письмо на столе)
Жди, когда из дальних мест 
Писем не придет, 
(Он): Жди, когда уж надоест 
Всем, кто вместе ждет…
(Свет постепенно над ними угасает)

(Корреспондент, подходя к столу, освещенный)
Корреспондент: Немало незабываемых строчек было создано в дни Великой Отечественной войны. В этом могучем хоре у автора поэмы „Василий Теркин” Александра Твардовского есть свой неповторимый голос. Твардовский умел вглядываться в человека, видеть его суть, замечать самое главное. Поэтому и удалось поэту почувствовать и передать в образе Василия Теркина дух истинно народного героя, подлинные его черты.
(За столом Солдат 1 и Василий Тёркин (бывший учитель)
Солдат:
С первых дней годины горькой,
В тяжкий час земли родной,
Не шутя, Василий Теркин,
Подружились мы с тобой…

Богатырь не тот, что в сказке – 
Беззаботный великан, 
А в походной запояске. 
Человек простой закваски... 
В муках тверд и в горе горд 
Теркин жив и весел, черт!

Теркин – кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.

Василий Тёркин:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны.
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, –
Речь не о том, но всё же, всё же, всё же...
(Свет постепенно угасает, на сцене темно. На экран проецируется картины блокады Ленинграда)

Часть IV
Блокадный Ленинград

Корреспондент  (на одной части сцены, освещенный, читает письмо-треугольник): Из воспоминаний дважды Героя Советского Союза лётчика Попкова В.И.
Мне дороги все награды Родины. Но главная моя награда – память 30 детей, которых я с товарищами вывез в дни блокады из умиравшего от голода Ленинграда в 1942-м. Было получено задание – обеспечить перелет Жданова и Жукова из Москвы в Ленинград. А у меня там жила тетя, и я решил поддержать ее продуктами.
(На экране – фото: дети на улице Ленинграда)
Она обрадовалась такому подарку. И говорит: „Ну, хоть немного подкормлю малышей” (она работала в детском доме). Не скрывая слез, она показала мне 30 живых, обтянутых прозрачной кожицей скелетиков – маленьких мальчиков и девочек. Я заплакал, потому что только глаза у них были живые. Двигаться они уже почти не могли…
Перегружать самолет нельзя. Решили слить часть горючего и… взять детей. Как мы радовались, когда Москве я смог передать в детский дом эти еще теплившиеся жизни!

Говорят: «У войны не женское лицо», но женщины уходили на фронт. Они помогали раненым, подносили снаряды, они были снайперами, летчиками… Они были солдатами.
Слово их тоже было оружием. Анна Ахматова, Ольга Берггольц… Их стихи знали, ждали…

(На другой части сцены стоит стол, на нём микрофон, листки с информацией, со стихами; за столом, перед микрофоном, окутана в пуховый платок, горит примус с водой. Свет зажигается над ней):
О. Берггольц. Февральский дневник
I
Был день как день.
Ко мне пришла подруга,
не плача, рассказала, что вчера
единственного схоронила друга,
и мы молчали с нею до утра.

Какие ж я могла найти слова,
я тоже – ленинградская вдова.

Мы съели хлеб,
             что был отложен на день,

в один платок закутались вдвоем,
и тихо-тихо стало в Ленинграде.
Один, стуча, трудился метроном...
И стыли ноги, и томилась свечка.

Корреспондент:
Ее называли „голосом, Музой, Мадонной блокадного Ленинграда”. Она пришла в ленинградский в комитет радиовещания, когда город уже был окружен. Те, кто выжил в страшные годы, признаются, что стихи Ольги Берггольц тогда буквально спасали их от отчаяния, помогали забывать голод.
Из автора мало кому известных детских книжек и стихов Ольга Берггольц в одночасье вдруг стала поэтом, олицетворяющим стойкость Ленинграда.
В годы Великой Отечественной войны Берггольц, оставаясь в родном городе все 900 дней блокады, работала на Ленинградском радио. Часто, обессиленная от голода, она ночевала в студии, но никогда не теряла силы духа, поддерживая свои обращения к ленинградцам доверительными и мужественными стихами.

О.Берггольц (На экране видеозапись с выступлением поэтессы, часть видео)

Нам от тебя теперь не оторваться. 
Одною небывалою борьбой, 
Одной неповторимою судьбой 
Мы все отмечены. Мы – ленинградцы.

Нас по морщинам узнают надменным 
У сжатых губ, у сдвинутых бровей,
По острым, не согнувшимся коленям,
По пальцам, почерневшим от углей. 

Нас по улыбке узнают: нечастой, 
Но дружелюбной, ясной и простой. 
По вере в жизнь. По страшной жажде счастья. 
По доблестной привычке трудовой. 

Мы не кичимся буднями своими: 
Наш путь тяжёл и ноша нелегка, 
Но знаем, что завоевали имя, 
Которое останется в веках. 

Да будет наше сумрачное братство 
Отрадой мира лучшею – навек, 
Чтоб даже в будущем по ленинградцам 
Равнялся самый смелый человек. 

Да будет сердце счастьем озаряться 
У каждого, кому проговорят: 
– Ты любишь так, как любят ленинградцы... – 
Да будет мерой чести Ленинград. 

Да будет он любви бездонной мерой 
И силы человеческой живой, 
Чтоб в миг сомнения, как символ веры, 
Твердили имя горькое его. 

Нам от него теперь не оторваться: 
Куда бы нас ни повела война – 
Его величием душа полна, 
И мы везде и всюду – ленинградцы.

Часть V
(На сцене посредине)
Корреспондент: Как „эхо минувшей войны”, отозвалось в сердцах, строках, в судьбах последующих поколений! Как соединила исторической памятью и мёртвых, и живых – всех русских людей!..
..Мной приоткрыты лишь некоторые страницы истории и литературы того славного времени. Но сколько чувств и мыслей они вызвали!..Поэты-фронтовики, поэты, чьи стихи оборваны пулей… Поэты, чьи строки возвращают снова и снова в годы великих испытаний нашей Родины… Молодые, сильные, жизнелюбивые… Непохожие друг на друга в частностях, они схожи друг с другом в общем. Они мечтали о творческом труде, о горячей и чистой любви, о светлой жизни на земле.
Ведущая (сняв платок, О. Берггольц перевоплощается в ведущую, подойдя к Корреспонденту):
Беспощадное время многое стирает в памяти, но строки, опалённые войной, стали памятником тем, кто спас нашу планету от коричневой чумы.
Сегодняшнему поколению нужно как никогда помнить строки Ольги Берггольц, что „Никто не забыт, и ничто не забыто”. Немаловажную роль в этом играет поэзия, опаленная войной, человеческие судьбы солдат, которые вдохновляют на подвиги, миллионы жертв, павшие, защищая Родину.
Война и поэзия – это сплав человеческой судьбы и характера, жизни и времени с памятью веков:

Корреспондент (под приглушенную музыку Я.Френкеля к поэзии „Журавли”):
Есть в голосе моем звучание металла. 
Я в жизнь вошел тяжелым и прямым. 
Не все умрет. Не все войдет в каталог. 
Но только пусть под именем моим 
Потомок различит в архивном хламе 
Кусок горячей, верной нам земли, 
Где мы прошли с обугленными ртами 
И мужество, как знамя, пронесли. 
Мы были высоки, русоволосы. 
Вы в книгах прочитаете, как миф, 
О людях, что ушли, не долюбив, 
Не докурив последней папиросы. (Николай Майоров)

Мои рассказы и сведения о войне, фронтовые поэзии останутся с вами, молодое и юное поколение. Я верю, что вы будете помнить годы войны, стихотворения тех лет.

Предлагаю вам создать на уроках литературы презентации на тему „Поэзия военных лет, не обожженная войной”, а желающим творить – написать сочинение „Я фронтовое письмо” или „Я корреспондентский планшет”.

Комментариев нет:

Отправить комментарий