Готовимся к новому учебному году

среда, 13 июня 2018 г.

Методический лекторий: Оценивание языкового оформления письменного монологического высказывания


Оценивание языкового оформления письменного монологического высказывания
При оценивании грамотности письменных изложений и сочинений учитывают:
ü ошибки, нарушающие речевые и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы;
ü ошибки, нарушающие стилистическое единство текста;
ü орфографические и пунктуационные ошибки.


Ошибки и недочёты в сочинениях и изложениях

Следует различать понятия «ошибка» и «недочёт».
Ошибка — это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя».
Недочёт — это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочёт — с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другим словами, недочёт —  это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.

Речевые недочёты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задачам речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношение автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения.
Речевыми недочётами можно считать:
ü повторение одного и того же слова;
ü однообразие словарных конструкций;
ü неудачный порядок слов;
ü различного рода стилевые смешения.

Ошибки в содержании сочинений и изложений
Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что учащийся не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения. 

Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений
Фактические ошибки
Логические ошибки
В изложении:
неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.
·       нарушение последовательности в высказывании;
·       отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;
·              неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
·              раздробление одной микротемы другой микротемой;
·       несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;
·       перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);
·       неоправданная подмена лица, от которого ведётся повествование, к примеру, повествование ведётся сначала от первого, а потом от третьего лица.
В сочинении:
искажение имевших место событий,
неточное воспроизведение источников,
имён собственных, мест событий, дат.

Речевые ошибки

К речевым ошибкам относятся ошибки и недочёты в употреблении слов и построении текста. Первые в свою очередь делятся на лексические и стилистические.

К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:
ü употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;
ü неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;
ü нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;
ü употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;
ü пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);
ü стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе.

Речевые ошибки в построении текста:
ü бедность и однообразие синтаксических конструкций;
ü нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;
ü стилистически неоправданное повторение слов:
ü неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;
ü неудачный порядок слов.

Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:
ü неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;
ü неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;
ü смешение лексики разных исторических эпох;
ü употребление штампов.

Грамматические ошибки

Грамматические ошибки — это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры. Грамматические ошибки помогают учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.

Разновидности грамматических ошибок

Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка – например: надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические.
Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок: ложит  и т.д.
Ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображён мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени.
Местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки; пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.

Ошибки в структуре предложения:

ü смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев  шумят под его порывами;
ü отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе; нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны; нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;
ü разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступает от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а ещё грузовик и комбайн.

Смешение прямой и косвенной речи

Разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.
Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой приём чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании браконьерам, промышляющих в лесах не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании умчался в синею даль ошибка орфографическая, так как вместо юю по правилу написано другое.
 Примечания:

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла сочинения учащегося, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше нормы, то при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. При выставлении отметки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Если не раскрыта тема сочинения, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно, отметка за содержание не может быть выше отметки «2».
4. На оценку сочинений и изложений распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях (см. «Оценка диктантов»).
При проверке изложений и сочинений в 5-9 классах (как контрольных, так и обучающих) отмечаются (а в необходимых случаях и исправляются) не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и фактические, логические, речевые (речевые ошибки подчеркиваются волнистой линией) и грамматические; на полях тетради учитель обозначает недочёты в содержании – знаком С (фактические ошибки знаком Ф, логические — знаком Л), речевые – знаком Р, грамматические – знаком Г; исправления – знаком И.
Подчеркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой (красными чернилами, красным карандашом).
В изложениях и сочинениях указывается количество фактических, логических, речевых и грамматических ошибок; после подсчета в установленном порядке выставляется оценка работы. Первая отметка ставится за содержание и речь. Перед нею записывается число ошибок в содержании и число речевых недочётов. Перед второй отметкой – за грамотность – указывается число орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. В целом запись будет выглядеть так:
0-2      4
3-3-1   3
После этого выводится общая отметка за работу, которая представляет собой среднее арифметическое оценок за содержание и грамотность.
Все контрольные работы оцениваются учителем с занесением оценок в классный журнал. За диагностические и обучающие работы отметки «2» и «3» выставляются по усмотрению учителя.
Условные графические обозначения ошибок:
С – недочёты в содержании (Л – логические, Ф – фактические ошибки);
Г – грамматические ошибки и недочёты;
Р – речевые ошибки;
I – орфографические ошибки;
V – пунктуационные ошибки;
н/I – негрубая орфографическая ошибка;
н/V – негрубая пунктуационная ошибка;
I – повторяющиеся орфографические ошибки (подчёркиваются при вынесении на поля);
    – однотипные орфографические ошибки (обводятся в кружок при вынесении на поля);
И – исправления.






Комментариев нет:

Отправить комментарий