Готовимся к новому учебному году

понедельник, 20 августа 2018 г.

Готовимся к новому учебному году!

 Уважаемые коллеги-словесники!

Готовимся к новому учебному году!

На нашем блоге вы сможете ознакомиться

22233
%d1%80%d0%b8%d1%81%d1%83%d0%bd%d0%be%d0%ba1
5
  •  с нормативной базой основного общего и среднего общего образования
  • с Государственными образовательными стандартами 
  • с новыми учебно-методическими пособиями
  • с научно-методическимим рекомендациями к новому учебному году:
  • по русскому языку
  • по литературе

  • Для вас будет работать консультационный пункт
4        С целью качественной подготовки к  веб-педсовету «ГОС: актуальные проблемы и перспективы внедрения», который состоится 30 августа в рамках Web-коллегиума креативной педагогики, предлагаем вам формулировать вопросы здесь, на этой странице блога; мы обязательно ответим вам и на блоге, и во время педсовета.

notebook   Напоминаем вам о том, что 24 августа в Донецке состоится образовательный проект «Методические каникулы с «Хрустальной чернильницей». Летняя сессия" На блоге мы разместим рекомендации по подготовке к этому мероприятию.
         
library       22 августа вас ждёт методическая мастерская "Продуктивные методы формирования коммуникативных УУД на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе"

и четвёртый этап Республиканского образовательно-культурологического проекта «Фестиваль литературных студий «СОТы: Слово. Образ. Театр»









Приказы МОН см. здесь
\

76 комментариев:

  1. Уважаемая Лариса Васильевна! Хотелось бы уточнить: будут ли изменения в программах по русскому языку и литературе? Сохранится ли часовая нагрузка? Выражаю вам огромную благодарность за интересные материалы на вашем блоге. Любой вопрос не остаётся без ответа. Спасибо Вам огромное за вашу работу. С уважение, Ковалинская И.М.

    ОтветитьУдалить
  2. Ув. Ирина Михайловна! Предусматривается обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в объеме 680 часов (34 рабочие недели). В том числе: в 5 классе – 170 часов, в 6 классе – 170 часов, в 7 классе – 136 часов, в 8 классе – 102 часов, в 9 классе – 102 часов; на этапе среднего общего образования в следующем объеме: базовый уровень – 2 часа в 10-11 классах, профильный уровень («Русская филология») – 3 часа, профильный (исторический, экономический, математический и др.) – 2 часа.

    ОтветитьУдалить
  3. Ирина Михайловна! Содержательная линия программ о литературе претерпела некоторые изменения в связи с уменьшением протяжённости учебного года (34 рабочие недели), с целью устранения перенасыщенности программы персоналиями, а также для качественной подготовки к ГИА. Так, в 5 классе из основной программы (раздел «Текстуальное изучение произведений») перенесены в раздел «Для внеклассного и семейного чтения» следующие темы: Василий Жуковский «Спящая царевна», Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители», Всеволод Гаршин «Сказка о жабе и розе», Павел Бажов «Медной горы Хозяйка», Марк Твен «Приключения Тома Сойера» и так в каждом классе. Подробнее можно будет узнать из методических рекомендаций к новому чебному году, а также на ММ и на веб-педсовете. См. объявления на этой странице блога.

    ОтветитьУдалить
  4. Ув. Ирина Михайловна! Продолжу ответ на Ваши вопросы. Изменилось также количество часов, отведённых на внеклассное чтение, литературу родного края, для выполнения контрольных работ и контрольных сочинений (и их количество), развитие речи.
    Программу завершает перечень требований к результатам освоения курса «Литература» в основной и старшей школе.

    ОтветитьУдалить
  5. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  6. Ув. Ирина, Ирина Михайловна не может ответить на этот вопрос, т.к. это блог отдела русского языка и литературы Донецкого РИДПО!
    Отвечаю: »; в 10 классе – Н.Г. Чернышевский «Что делать?», А.К. Толстой «Стихотворения»; Ч. Диккенс «Рождественская песня в прозе», Н.С. Лесков «Очарованный странник», «Тупейный художник»; Ги де Мопассан «Ожерелье» перенесены в раздел "Для внеклассного и семейного чтения"; увеличено количество часов на изучение творчества Ф.М. Достоевского (с 8 часов до 11), Л.Н. Толстого (с 11 часов до 18), И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, А.Н. Островского, Н.А. Некрасова, Ф. Стендаля, О. де Бальзака, А.П. Чехова (на 1 час); в 11 классе перенесены в раздел «Для внеклассного и семейного чтения» следующие темы: Л.А. Андреев, И.С. Шмелев, Б.К. Зайцев, А.Т. Аверченко, Тэффи, В. Набоков; И. Бабель «Конармия», Ю. Трифонов «Обмен», Умберто Эко «Имя Розы»; увеличено количество часов на изучение творчества М.А. Булгакова (с 5 до 6 часов), М.А. Шолохова (с 4 до 8 часов). Следует учитывать это при осуществлении календарно-тематического планирования. Желаю творческого вдохновения. С ув., Л.В.Мельникова

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемая Лариса Васильевна! Спасибо за ответ на вопрос об изменениях в программе по русской литературе в старших классах.

      Удалить
  7. Уважаемая Лариса Васильевна! Спасибо за подробный ответ на вопрос об изменениях в программе по литературе. А что касается изменений в программе по русскому языку? Будут ли и в каких разделах? Изменится ли количество контрольных работ в связи с переходом на 34 - недельный учебный год? Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  8. Ув. Наталия Викторовна! Да, в программу будут внесены коррективы, в том числе в количество контрольных работ. Например, 6 класс (34 рабочие недели, 5 часов в неделю, 170 часов)
    Изучение языковых тем 145 часов
    Контрольные работы 10 часов
    Уроки развития речи и текстоведения 10 + 5 часов
    Всего 170 часов
    ______________________________
    Введение 3 часа
    Повторение изученного в 5 классе 8 часов
    Текст 5 часа
    Лексика. Культура речи 10 часов
    Фразеология. Культура речи 3 часа
    Словообразование. Орфография. Культура речи 22 часа
    Морфология. Орфография. Культура речи 92 часа
    Имя существительное 18 часов
    Имя прилагательное 19 часов
    Имя числительное 16 часов
    Местоимение 19 часов
    Глагол 20 часов
    Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах 7 часов

    ОтветитьУдалить
  9. Уважаемая Лариса Васильевна! Благодарю за продуктивный диалог, организованный на блоге! Хотелось бы поинтересоваться: в связи с изменениями в государственные стандарты и программы, останется ли требование выставления одной (общей) отметки за контрольный диктант с грамматическим заданием. Может быть, объективнее выставлять обе (уж очень они разные: первая - грамотность, вторая - языковые умения и навыки)? Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  10. Ув. Михаил Владимирович! В перечне контрольных работ указан следующая форма контроля - "диктант с грамматическим заданием", т.е. это одна работа (такая же, как, например, изложение с творческим заданием), а вот "тесты и анализ текста" следовало оценивать двумя отметками. В этом году мы планируем внести изменения в перечень контрольно-оценочной деятельности и развести эти виды контроля (подаём в МОН на рассмотрение). Ещё одно нововведние - написание контрольного изложения и сочинения по русскому языку за счёт уроков развития речи (Р.р.). Такие рекомендации подготовлены. Рассматриваться будут в МОН.

    ОтветитьУдалить
  11. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  12. Уважаемая Лариса Васильевна! Спасибо Вам большое за возможность общения. Узнала много интересного и полезного по программам и количеству часов. Резонно, чтобы контрольные сочинения и изложения писались за счёт уроков Р.р. У меня вопрос: в 5 и 6 классах количество контрольных работ по литературе останется без изменения? Не изменится ли количество контрольных сочинений по литературе в этих классах? Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  13. Ув. Елена Михайловна! Запланировано по два сочинения в 5 и 6 классах.
    Текстуальное изучение произведений 59
    Внеклассное чтение 2
    Литература родного края 1
    Контрольная работа 2
    Контрольное сочинение 2
    Развитие речи 2
    Благодарю всех, кто принимал участие в составлении программ и разработке методического аппарата, кто консультировал, задавал и отвечал на вопросы, аргументированно обосновывал свою (иногда альтернативную) точку зрения.

    ОтветитьУдалить
  14. Уважаемая Лариса Васильевна! Спасибо за такую возможность общения. Коснутся ли изменения 7 и 9 классов? Будут ли введены новые образовательные стандарты? Сохранится ли в этом году прежний формат ГИА?

    ОтветитьУдалить
  15. Спасибо за вопросы, Наталья Владимировна! По поводу ГИА нет ещё точного формата. Представители Ресобрнадзора внесли на обсуждение в МОН такое предложение: в 2019 - изложение с творческим заданием, 2020 - сочинение (формат уточняется). Мы начинаем готовится. Уже есть программа: Учимся писать сочинение на основе прочитанного текста. Русский язык. 10 (11) класс: программа элективного курса (среднее общее образование) / Сост. Данилова И.Н. – Донецк, 2018. – 38 с.
    К новому учебному году готовится учебное пособие: Русский язык: сборник дидактических материалов по подготовке к сочинению по прочитанному тексту 10-11 класс / сост.: Рубинская Н.О., Хитун М.Ф., Ващук С.Н., Болотина Е.С., Распутина О.С., Донцова О.А., Филиппова О.В., Шейко Л.П. / под общей ред. Мельниковой Л.В. – Донецк: Истоки, 2018 г. Продолжим мониторинговое исследование: как учащиеся 11 классов умеют писать сочинение.

    ОтветитьУдалить
  16. По поводу 7 и 9 классов. Да, изменения будут. Например, по литературе в 7 классе перенесены в раздел для внеклассного и семейного чтения – Карело-финский эпос «Калевала», «Песнь о Роланде», М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия…», Г.Р. Державин, А.К. Толстой, М. Горький «Старуха Изергиль» («Данко»), Р. Бернс «Честная бедность», в 9 классе – А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву», А.П. Чехов «Смерть чиновника», «Романсы и песни на слова русских писателей XIX – XX веков». Есть небольшие коррективы и в программах по русскому языку. Так, в 7 классе распределение часов по темам будет следующим:
    Введение 1 час
    Повторение изученного в 5, 6 классах 10 часов
    Морфология и орфография. Культура речи 54 часа
    Причастие 20 часов
    Деепричастие 10 часа
    Наречие 20 часа
    Категория состояния 4 часа
    Служебные части речи 37 часов
    Предлог 11часов
    Союз 12 часов
    Частица 12часов
    Междометие 2 часа
    В 9 классе:
    Введение 1 час
    Повторение изученного в 5-8 классах 5 часов
    Синтаксис сложного предложения. Пунктуация. Культура речи:
    53 часа:
    Сложное предложение как единица синтаксиса. 2 часа
    Сложносочинённые предложения. 8 часов
    Сложноподчинённые предложения. 27 часов
    Бессоюзные сложные предложения. 8 часов
    Сложные предложения с разными видами связи. 8 часов
    Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах 10 часов

    ОтветитьУдалить
  17. Добрый день. Лариса Васильевна, методические рекомендации к единому орфографическому режиму остаются прежними? Или будут обновлены? Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ув. Анна! Документ, который включает и требования к единому орфографическому режиму, готовит МОН. Если Вы имеете в виду ту часть, которая есть в Критериях оценивания учебных достижений учащихся, то некоторые изменения есть. Например, в подписи тетрадей
      Тетрадь
      по литературе
      учащегося (ейся) 7-Б класса
      МОУ «Школа № 118
      города Донецка»
      Иванова Сергея

      Тетрадь
      для контрольных работ
      по литературе
      учащегося (ейся) 7-Б класса
      МОУ «Гимназия №92 города Донецка»
      Петрова Дмитрия

      Удалить
    2. Тетрадь
      по русскому языку
      учащегося 5 класса
      МОУ «Школа №45 города Донецка»
      Воронина Евгения
      Тетрадь
      для контрольных работ
      по русскому языку
      учащейся 9 класса
      МОУ «Школа № 80 города Донецка»
      Ладновой Елены

      Удалить
    3. Тетрадь
      для контрольных работ
      по русскому языку
      учащейся 9 класса
      МОУ «Школа № 80 города Донецка»
      Ладновой Елены

      Тетрадь
      по русскому языку
      учащегося 5 класса
      МОУ «Школа №45 города Донецка»
      Воронина Евгения

      Удалить
  18. МОУ "Школа№80 г.Донецка" выражает огромную благодарность за помощь в методической работе. Нормативная база на Вашем контенте нам помогла быстро скоординировать работу и нацелила филологов на верное целеполагание.

    ОтветитьУдалить
  19. Спасибо, уважаемые коллеги! Будем активно сотрудничать. От нашего продуктивного взаимодействия будет зависеть результат: качество научно-методического сопровождения преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях! Благодарю за взаимопонимание, поддержку, инициативу, рекомендации, креативность!

    ОтветитьУдалить
  20. Добрый день, уважаемая Лариса Васильевна! Большое спасибо за предоставленную возможность получить ответы на интересующие нас, учителей-филологов, вопросы. Есть ли изменения в учебном плане (часовая нагрузка) именно по литературе? И предусматривает ли обновленная программа по литературе корректировку учителем очередности тем?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ув. Светлана Николаевна!
      В каждом классе программы распределено учебное время на текстуальное изучение, на уроки развития речи, выделены часы на внеклассное чтение, изучение литературы родного края, обобщение и повторение усвоенного материала. Вместе с тем, учитель в зависимости от реальных потребностей конкретной ученической аудитории имеет право изменять количество часов, предназначенных для изучения обзорных и монографических тем. Заложенная в Программе вариативность планирования курса позволит учителю выбрать наиболее эффективные методические пути изучения литературы. О распределении часов:
      например, 5 класс
      (2 часа в неделю; за год – 68 часов)
      Всего — 68 часов
      Развитие речи — 2
      Внеклассное чтение — 2
      Контрольная работа — 2
      Контрольное сочинение — 2
      Литература родного края — 1
      Текстуальное изучение произведений – 59

      Удалить
  21. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ув. Лариса Николаевна! В новых ГОС есть тезис о том, что рабочую программу можно выстраивать и по историко-хронологическому принципу, и по тематическому. Главное, чтобы не было вопросов потом по содежданию олимпиадных заданий и контрольных работв МАН.
      Принцип вариативности, заложенный в программе, дает учителю право:
      а) из обязательного перечня текстов, предложенных в одном тематическом блоке, по своему усмотрению выбирать конкретное произведение для его изучения в классе;
      б) варьировать методы изучения этого произведения;
      в) в значительных по объему текстах самостоятельно отбирать главы для обязательного прочтения;
      г) избирательно подходить к выбору произведений в разделе «Для домашнего и семейного чтения»;
      д) определять место произведений мировой литературы, предусмотренных для обязательного изучения.

      Удалить
    2. Модель заполнения журнала - это вопросы МОН.
      Моя позиция - дать методически грамотную консультацию по организации учебного процесса и контрольно-оценочной деятельности. В Критериях оценивания учебных достижений учащихся по русскому языку и литературе прописано, например, как часто следует выставлять отметки за ведение тетради в журнал и др.

      Удалить
  22. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ждём документ по организации учебного процесса. Например, сколько рабочих недель будет в каждом полугодии, будет ли тематическое оценивание и т.д.

      Удалить
  23. Уважаемая Лариса Васильевна! МОУ "Школа № 2" города Ждановки выражает Вам огромную благодарность за возможность всегда получать исчерпывающие ответы на вопросы. Вон уже сколько вопросов обсудили на форуме! У нас еще один вопрос: в какой степени новые программы по литературе будут отражать изучение произведений современных авторов с целью подготовки к новой ГИА по литературе и языку (если это уже будет не изложение, а сочинение с ответом на проблемный вопрос)? Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемая Ирина Васильевна! Спасибо за интерсный вопрос. Сегодня обсуждали в Ресобрнадзоре возможные варианты ГИА. Пока нет утверждённого формата. Если будет сочинение, то обязательным условием формулировки тем будет их соответствие действующим ГОС и программам.
      Эту тему мы обсудим отдельно. Хотелось бы услышать или прочитать ваши предложения, коллеги, на тему "Каким я вижу ГИА по русскому языку и литературе 2018-2010 гг.?" Присоединяйтесь к обуждению! Предлагайте варианты, пожалуйста.

      Удалить
  24. Уважаемая Лариса Васильевна! Скажите. пожалуйста, планируется ли продолжение пособий по текстоведению Плыс Л.Н.? Очень хотелось бы, чтобы было продолжение, так как эти пособия - большое подспорье в работе учителя. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Наталия Викторовна, планируется. Работа продолжается.
      Успешно прошло апробацию пособие по текстоведению и развитию речи для 5 класса. Получены только позитивные отзывы из разных городов.
      Подготовлено и передано на утверждение пособие для 6 класса
      Русский язык. Уроки текстоведения и развития речи. 6 класс: Электронное пособие для дистанционного обучения и самообразования обучающихся. / Сост. Плыс Л.Н.; под ред. Мельниковой Л.В. – Донецк, 2018.
      Подготовлено в началу учебного года пособие для 7 класса:
      Русский язык. Уроки текстоведения и развития речи. 7 класс: Электронное пособие для дистанционного обучения и самообразования обучающихся. / Сост. Плыс Л.Н.; под ред. Мельниковой Л.В. – Донецк, 2018.
      Благодарим автора-составителя Ларису Николаевну Плыс за пособие, которое разработано в таком интересном формате. Спасибо всем словесникам, которые апробировали пособие и которые использовали его в учебном процессе, в том числе для дистанционного обучения и самообразования.

      Удалить
    2. От всей души присоединяюсь к словам благодарности Ларисе Николаевне!!!

      Удалить
    3. Большое спасибо, коллеги, за внимание и оценку моей работы.

      Удалить
  25. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  26. Ув.Лариса Васильевна!Спасибо Вам за полные комментарии и разъяснения по планированию учебной деятельности учителя на следующий учебный год.Форма открытого диалога позволила каждому педагогу узнать для себя новые методические рекомендации и внести изменения в свое календарное планирование. Подскажите,пожалуйста, какие изменения будут в литературе 11 класса( базовый уровень? На что необходимо обратить внимание учащихся при изучении художественных произведений?Какие будут обязательные виды контроля?Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ув. Ирина Михайловна! Изменилось количество часов, отведённых на внеклассное чтение, литературу родного края, для выполнения контрольных работ и контрольных сочинений (и их количество), развитие речи.
      Класс 10 11
      Всего часов 102 102
      Количество часов в неделю 3 часа в неделю 3 часа в неделю
      Текстуальное изучение произведений 89 89
      Внеклассное чтение 2 2
      Литература родного края 2 2
      Контрольная работа 4 4
      Контрольное сочинение 3 3
      Развитие речи 2 2
      В соответствии с новыми образовательными стандартами в старшей школе (в 10-11 классах) сохраняются общие тенденции преподавания литературы, но образовательные задачи усложняются: необходимо, во-первых, развивать культуру восприятия художественных текстов с учетом жанрово-родовой специфики, систематизировать теоретико-литературные знания и умения обучающихся, кроме того, помочь им овладеть понятиями историко-культурными и сформировать целостное представление о литературном процессе, совершенствуя при этом общекультурное развитие старшеклассников, способность выражать своё отношение к литературным явлениям в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях.

      Удалить
    2. Спасибо Вам,Лариса Васильевна,за ответ на мой вопрос и подробные разъяснения по календарному планированию для 11 класса.Подскажите,пожалуйста,на какие новые учебники и методические пособия необходимо обратить внимание словесникам в этом учебном году? Как изменилась программа по литературе для 7 класса(количество и виды контрольных работ)? Спасибо за Вашу методическую помощь педагогам. С уважением,Великих Э.Н.

      Удалить
    3. Элла Николаевна, извините, что перепутала (у Вас адреса одинаковые с И.М. Unknown). Хорошо, что Вы подписали информацию. Количество часов в неделю - 2
      Текстуальное изучение произведений - 59
      Внеклассное чтение - 2
      Литература родного края - 2
      Контрольная работа - 2
      Контрольное сочинение - 1
      Развитие речи - 2
      В 7 классе перенесены в раздел «Для внеклассного и семейного чтения» следующие темы: Карело-финский эпос «Калевала», «Песнь о Роланде», М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия…», Г.Р. Державин, А.К. Толстой, М. Горький «Старуха Изергиль» («Данко»), Р. Бернс «Честная бедность» Список рекомендованной литературы будет в методических рекомндациях, которые выйдут в августе т.г.

      Удалить
  27. Спасибо, Лариса Васильевна, за Ваш неустанный труд. Присоединяюсь к словам благодарности коллег. Хотелось бы узнать, как Вы относитесь к поурочным разработкам по русскому языку и литературе. Появилось ли в этом году что-то новое и интересное в этом направлении? Хочется пожелать Вам настоящего летнего отдыха.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ув. Тамара Емельяновна! К готовым поурочным планам отношусь философски. С мой т.з. лучше почитать что-то новое в науке и методике. Например,
      Жаркова В.И., Конвисарова Л.А. Практикум по филологическому анализу художественного текста: учебно-методическое пособие / В.И. Жаркова, Л.А. Конвисарова. – Костанай: КГПИ, 2016. – 94 с.
      Творческая группа словесников к новому чебному году подготовила пособие:
      Е-навигатор: учебно-методическое обеспечение преподавания современной литературы в школе. 5-11 классы / сост. Боброва В.В., Бережко А.Д, Зятьева И.А., Кайдаш Н.Н., Маханько Г.В., Семенюк Т.Е., Семёнова М.А., Шаннани Н.В. / под общей ред. Мельниковой Л.В. – Донецк: Истоки, 2018.

      Технологическая карта урока может выглядеть так:
      Учебный предмет:
      Тема урока:
      Тип урока:
      Цели урока:
      Деятельностная цель:
      Содержательная цель:
      Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД (4 колонки)

      Удалить
    2. Уважаемая Лариса Васильевна, где можно познакомиться с указанным методическим пособием преподавания современной литературы в школе?

      Удалить
    3. Ув. Анна Николаевна! Это пособие готовится к новому учебному году. В августе будет презентация во время методмастерской.

      Удалить
  28. Добрый день, уаажаемая Лариса Васильевна! Меня от школы направляют участвовать в образовательном проекте «Методические каникулы с «Хрустальной чернильницей». Летняя сессия". Мне сказали, что присутствовать буду в качестве зрителя=слушателя. Так ли это? Или нужно подготовить какие-то материалы по определенной теме?
    И огромное Вам спасибо за подробные ответы на все вопросы, заданные коллегами. Узнала много полезного!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ув. Екатерина Андреевна! Зрителей на методических каникулах быть не может! Даже посмотреть уроки победителей международного конкурса - это большая работа. А лучше принять участие в работе творческих групп, которые будут на каждом уроке выполнять определённые задания (и себя показать, и на других посмотреть!). В начале августа руководителям делегаций городов и районов я вышлю список произведений, которые необходимо прочитать, и алгоритм проведения образовательной акции. Будет очень интересно! И полезно!

      Удалить
    2. Большое спасибо! Всегда рада узнавать что-то новое и интересное! Убеждена, что будет очень увлекательно и познавательно. Хорошего Вам отдыха!))

      Удалить
    3. Ждём Вас на методических каникулах. Методический десант готовится к мастер-классам.

      Удалить
  29. Спасибо, Лариса Васильевна, за исчерпывающий ответ!

    ОтветитьУдалить
  30. Всегда рада общению, Тамара Емельяновна, с Вами и со всеми совесниками, конечно же!

    ОтветитьУдалить
  31. Уважаемая Лариса Васильевна! Прежде всего хочу поблагодарить вас за прекрасный блог! Большое спасибо за четкие и оперативные ответы, за исчерпывающую информацию по всем интересующим учителей вопросам. Хотелось бы уточнить, чем обусловлена необходимость введения обновленного образовательного стандарта? В чем его отличие от предыдущего? К чему нужно быть готовым педагогам и родителям? Каким должен стать языковой портрет учащегося школы обновленного образовательного стандарта?

    ОтветитьУдалить
  32. Ув. Лариса Павловна! Во-первых, истёк срок ГОС. Для органзации образовательного пространства нобходим новый документ, дополннный и переработанный. Государственный образовательный стандарт основного общего и среднего общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего и среднего образования. Т.е. для составления основной образовательной программы (ООП) нужны ГОС, на основании ООП разрабатываются программы. Стандарт призван обеспечить оптимальную степень упорядоченности структуры, содержания основного общего и среднего общго образования и его результатов, объема учебной нагрузки учащихся. Стандарт включает в себя требования к уровню основного общего образования в единстве целей, задач, сроков обучения и особенностей организации образовательного процесса, к обязательному содержанию образования на базовом уровне изучения учебных предметов, к обязательному и максимально допустимому объемам недельной учебной нагрузки учащихся по классам, к уровню подготовки выпускников на уровне основного общего и среднего общего образования как иерархии планируемых результатов обучения по усвоению учащимися базовых ценностей национальной и общечеловеческой культуры, общеучебных умений, способов деятельности, обобщенных предметных знаний и умений. Некоторых пунктов не было в прежних ГОС. Документ подготовлен к процессу юстирования. В августе ознакомимся.



    ОтветитьУдалить
  33. Уважаемая Лариса Васильевна, огромное спасибо за Ваш неустанный труд, благодаря которому мы находим ответы на волнующие нас вопросы. Каким должен быть современный урок? Как построить процесс обучения, чтобы наши ученики с удовольствием и пользой шли за знаниями?

    ОтветитьУдалить
  34. Подскажите, пожалуйста, волнует загруженность программы по литературе в 11 классе; не всегда есть связь с предметом «История». Многие темы не затрагиваются на момент почтения произведения, что усложняет процесс изучения.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ув. Елена Юрьевна! Содержание рабочей программы может оформляться в проблемно-тематические блоки, традиционно сложившиеся в практике литературного образования, а также обусловленные историей, культурой и традициями. Тематические блоки могут определяться исходя из современного состояния русской и зарубежной культуры, быть нацеленными на формирование восприятия литературы как саморазвивающейся эстетической системы, на получение знаний об основных произведениях русской и зарубежной литературы в их взаимосвязях, в контексте их восприятия, общественной и культурно-исторической значимости. Многое зависит от личности учителя, его профессиональной компетентности, желания постоянно заниматься самообразованием, повышать методическую грамотность.

      Удалить
    2. Продолжу. Чтение-интерпретация-анализ-работа с текстом-задавание вопросов-игра-...мысленное возвращение к ранее прочитанному и повторное его осмысление под влиянием новой мысли. Самым высоким уровнем осмысления текста является критический анализ, который находит выражение в дополнениях к прочитанному, в сомнении или несогласии, в высказывании собственной позиции и отстаивании ее. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

      Удалить
  35. Ув. Елена Юрьевна! Синхронизация учебных программ - это наша будущая задача. Рабочая программа составляется на основе основной образовательной программы (ООП). Цель учителя-словесника - мотивация чтения и обеспечение учащегося-читателя соответсвующим инструментарием. Не следует просто пересказывать тексты. Лучше обучать смысловому чтению, медленному, вдумчивову; знакомить с технологией интерпретации и анализа художественного текста; обучать методике создания собственного текста, например, сочинения.
    Содержание рабочей программы может оформляться в проблемно-тематические блоки, традиционно сложившиеся в практике литературного образования, а также обусловленные историей, культурой и традициями. Тематические блоки могут определяться исходя из современного состояния русской и зарубежной культуры, быть нацеленными на формирование восприятия литературы как саморазвивающейся эстетической системы, на получение знаний об основных произведениях русской и зарубежной литературы в их взаимосвязях, в контексте их восприятия, общественной и культурно-исторической значимости.

    ОтветитьУдалить
  36. Уважаемая Лариса Васильевна! Огромное спасибо за подробные ответы на вопросы коллег, нужную, полезную и своевременную информацию! Прочитала все вопросы и Ваши ответы на них, получила ответы на интересующие меня вопросы, даже не задавая их. Рада, что есть возможность такого общения! Храни Вас Бог!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Наталья Анатольевна! У меня тоже вопрос: что с поездкой в Москву? Какие новости?

      Удалить
    2. Лариса Васильевна, пока известны только приблизительные даты пребывания в Москве. Я по сети нашла коллег, которые стали Лауреатами в первый раз. Думаю, ехать будем вместе?! Как только что-то прояснится, я с удовольствием и обязательно поделюсь с Вами! Спасибо, что интересуетесь!

      Удалить
    3. Спасибо, Наталья Анатольевна! Буду ждать новостей!

      Удалить
  37. Уважаемая Лариса Васильевна, я совершенно согласна с Натальей Анатольевной: информация в комментариях настолько исчерпывающая, что всё, что волновало, стало понятным. Спасибо коллегам, которые уже задали интересующие и меня вопросы, но особенно Вам за ответную информацию. Спасибо всему отделу русского языка и литературы за то, что в любую минуту готовы помочь, поддержать и в наших начинаниях, и в сложных ситуациях. Благодарим за высокий профессионализм, плодотворную энергию, инициативность и даже азарт, который помогает сплотить филологов республики, позвать их за собой, заразить собственной энергичностью и желанием работать. Знаем, что на любой вопрос нам ответят, всегда помогут, поддержат. И от этого мы чуствуем себя увереннее и спокойнее. От имени учителей Кировского района желаю Вам хорошего отдыха, восстановления сил, уверенности в завтрашнем дне и благополучия. Если счастливым будет лето, то и осень станет плодотворной. Всех благ Вам, Лариса Васильевна и Вашим коллегам. С надеждой на продолжение сотрудничества.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю Вас, Елена Андреевна, за высокую оценку нашей работы (совместной со всеми словесниками!). Продуктивного отдыха, коллеги!

      Удалить
  38. Ув. коллеги-словесники! Отвечаю на вопрос по поводу списка рекомендованной для ознакомления методической литературы. Например,
    Сосновская И.В. Создавая новые технические возможности, надо думать о разуме и сердце тех, кто будет этой техникой управлять: Традиции инновации в школьном литературном образовании: спор или диалог? // Русская словесность в школе. – 2018. – № 2.
    Мишлимович М. Я. Сочетание методических традиций и современных образовательных технологии в процессе руководства чтением школьника // Современные традиции в современном литературном и лингвистическом образовании. Сб. науч. статей: В 2 т. – М., 2010. – Т. 2.
    Свирина Н.М. Выявлять необычное в тексте, существующие в нем странности и закономерности: Способы построения интересного урока литературы // Русская словесность в школе. – 2018. – № 1.
    Жаркова В.И., Конвисарова Л.А. Практикум по филологическому анализу художественного текста: учебно-методическое пособие / В.И. Жаркова, Л.А. Конвисарова. – Костанай: КГПИ, 2016. – 94 с.

    ОтветитьУдалить
  39. Уважаемые коллеги! Нормативно-правовые документы по организации педагогического процесса в новом 2018-2019 учебном году доступны на странице блога ОРЯЛ
    https://kabruss.blogspot.com/2018/06/blog-post_92.html?showComment=1535376039848#c2569693861959725208

    ОтветитьУдалить
  40. Уважаемая Лариса Васильевна! При составлении рабочей программы по литературе 6 класс столкнулась с несоответствием количества текстуальных часов изучения произведений. Указано 57 часов, а фактически 55 часов. Может где-то допущена ошибка?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ув. коллега! 2 часа оставляем резервные, если есть возможность. Вы имеете право перераспределить количество часов. Можете добавить эти два часа на изучении наиболее важных тем.

      Удалить
  41. И еще один вопрос, будут ли в этом году КТП 2018 года, как это было в прошлом? Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Приглашаем всех учителей-словесников. которые уже подготовили рабочие программы по предметам "Русский язык" и "Литература", поделиться с коллегами на страницах блога отдела русского языка и литературы (ОРЯЛ). Заранее благодарим!

      Удалить
  42. Лариса Васильевна, я заканчиваю рабочую программу по литературе 5 и 6 класс. Могу поделиться, подскажите, как мне это сделать? Спасибо. Матвиенко Вера Юрьевна

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое, коллега! Присылайте, пожалуйста на электронку rusolimp2015@gmail.com
      Адрес указан в первой информации "Обращение"
      Ждём!

      Удалить
  43. Здравствуйте,уважаемая Лариса Васильевна, спасибо за подсказку с регистрацией. Прочла все комментарии, получила важную информацию. спасибо всем, ув. коллеги.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И Вам, Елена Станиславовна, спасибо за поддержку блога и благодарность учителям-составителям Рабочих программ.

      Удалить