Готовимся к новому учебному году

понедельник, 26 декабря 2016 г.

Н.С. Лескова "Очарованный странник"

Урок "Путь спасения души в повести Н.С. Лескова "Очарованный странник". 10-й класс

  • Пискунова Валентина Александровна, 
  • учитель русского языка и литературы
http://festival.1september.ru/articles/632813/


Цель: Показать путь становления человека через осознание грехов своего стихийного прошлого, через многострадальные искания истины, переход на более высокий этап в духовном развитии: принятие идеи героического самопожертвования во имя спасения Отечества.
Проблема: Соотношение личной воли и судьбы, случая и предназначения, греха и его искупления.
Оформление доски.
Нет красоты более глубокой, 
Чем святая красота души,
преодолевшая скудость бытия
Стефан Цвейг
 Словарная работа
  • Грех1. У верующих: нарушение религиозных законов и правил. 2. Предосудительный поступок (переносное значение).
  • Измаил (спасенный), древнееврейское – “услышит Бог”.
  • Флягин (немецкое Flasche) – бутылка, фляжка, фляга, плоский дорожный сосуд для пития.
  • Сосуд – все содержащее, носящее в себе что-либо, слепой исполнитель, орудие.
  • Конэсер (от французского “знаток”).
  • Послушник – прислужник в монастыре, готовящийся стать монахом
  • Иеромонах – монах-священник.
  • Инок – то же, что монах.
Ход урока
О, боже! Ты даешь для родины моей
Тепло и урожай – дары святого неба;
Но, небом золотя простор ее полей,
Ей также, господи, духовного дай хлеба!
Такими словами заканчивает Николай Лесков роман “Житие одной бабы”. Для этого художника мерилом истинности становится человек, проникнутый духовностью. “Духа не угашайте!” – взывает и сегодня Лесков, показывая своих “маленьких великих людей”. Трезвое и даже сатирическое изображение жизни мешает героям следовать возвышенному образу мысли, ожесточает прекрасного человека.
Сегодня мы начнем разговор о становлении человека, о мучительном терзании его духа в борьбе страстей и благоразумия, о познании героем самого себя. Мир героя повести “Очарованный странник” двойственный, но объединенный порывом к человечности.
Мы увидим, как каждое событие в жизни Ивана Северьяновича Флягина отбрасывает в душу какую-то тень, подготавливая в ней горестные сомнения, обиды и то, что люди называют преступлением, а душа героя, проходя через муки и страдания, расцветает и созревает для радости освобождения, для радости единения с людьми.
Анализ текста.
- Ваше первое впечатление о герое после прочтения повести
- Построим словесный ряд из определений, характеризующих Ивана Флягина
- Можете ли вы выбрать одно единственное слово, подчеркивающее главное в характере героя? Если нет, то почему? (Двойственность. Никак не вписывается в систему положительных героев).
- В повести “Очарованный странник” героя называют по-разному. Как?
- Какую художественную задачу выполняет автор, используя этот прием? (Показать человека в различных жизненных ситуациях, в оценке разных людей).
- Фамилия нашего героя говорящая, причем многозначная. Порассуждайте по этому поводу в связи со словарной статьей Владимира Даля. (Намек на выходы героя, на талант, все плохое и хорошее, а, может быть, на избранничество, судьбу, провидение).
- Зачитайте портретное описание героя. Совпадает ли ваше представление о герое с видением художника Владимира Сафронова в исполнении Нади Полещук (ученица)?
- Дополняет ли представление о герое его окружение?
- Где знакомимся с героем? (В пути). Путь – это только передвижение героя?
(Это и жизненный путь, и путь перерождения героя).
Слово учителя.
Итак, вечная тема “превратности судьбы” решается тоже нетрадиционно. Очевидная странность героя усиливается авторским отношением к Ивану Флягину, в мирской жизни которого много чего происходило… (и в плену был, и воевал, и увечили его так, что, может быть, не всякий бы вынес). В конце первой главы Иван Флягин высказал лучше всех оценку собственной жизни.
- Зачитайте (“Всю жизнь я погибал, и никак не мог погибнуть”).
- Почему не мог погибнуть? Конец первой главы (“Оттого что многое я даже не своей волею делал”). А чьею же? 2 глава (“По родительскому обещанию”, то есть он обещанный Богу сын).
- Обратите внимание на имя Иван в переводе с древнееврейского.
- Какую жизненную позицию высказывает Иван Северьянович? Как, по его мнению, должен жить человек. Глава 1 (“Толцытеся”).
- Растолкуйте значение слова. (Главный завет Создателя – необходимость активного действия даже в самых безнадежных ситуациях, а уныние – грех).
- Помните слова на пояске Ивана, надетом во время укрощения коня? (“Чести своей не отдадим”).
- Какое слово ключевое? (Честь).
- Кто в этом мире важнее всех? (Я – Иван. Из 2 главы мы вообще не узнаем о людях: голубки, кошки. По законам христианства, жизнь, построенная по такому принципу, ведет к гибели души.).
- Назовем события в жизни героя и его отношение к происходящему. Попробуем вывести закономерность.
- Иван поступает в соответствии с моральными нормами или идет вразрез?
Слова учителя:
По мнению Достоевского, чтобы гордость не перешла в гордыню, нужно смирение, ? свободное соединение с миром, не самоограничение и тем более покорность, не смиренное счастье слабых, а живое чувство любви к другим людям, от природы таким же свободным.
- Можем ли мы увидеть это живое чувство любви к людям в его поступках? (Убийство монашка, спасение графа, отношение к офицеру, поединок с Савакирием).
- Понимает ли Голован мотивы своих поступков? Испытывает ли угрызения совести?
- Из-за чего полез в петлю? Почему непереносимо такое наказание? (Обречен на бессмысленный труд, задето чувство собственного достоинства).
- Помните появление монашка? Прием сна – это тоже своеобразный художественный прием, а может, это голос совести, не до конца проснувшейся? (В 5 главе упоминается слово совесть). Подчиняется ли он этим знамениям? (“Просись в монастырь. Много будешь терпеть, а потом достигнешь.” Он оставляет право выбора за собой.)
Слово учителяПрием сна, видение монашка, помогает осознать главную мысль автора: хождение по мукам, на которые обрекает себя герой, ? расплата за гордость и нежелание принять Бога.
- Что руководит героем, когда он решает отдать ребенка матери? 5глава (Сердце берет верх над рассудком, отдает ребенка из сострадания. Сострадать - брать часть мук на себя. Уже единение с человеком и любовь к нему).
- Что ощущает герой в плену? Найдите описание природы. (Сравнивая свое и чужое, поэтизирует будничное, бытовое, завидует птичке. Здесь он впервые ощущает себя духовным человеком, происходит единение с русской нацией. Слова Родина, народ, природа - однокоренные, родственные, обозначающие единый соборный организм. А чужая земля представляется адом. И в конце 7 главы Иван так молится, что даже снег под коленями протает. А в 8 главе опять грешит, ни во что не верит”. А вот теперь и понимаю: “Хоша не верую, а слушаюсь, и сам молиться не стал…”)
Слово учителя:
Федор Михайлович Достоевский был убежден, что человека нельзя повернуть к добру морализаторством, нужно воздействовать на сердце. А эмоционально, сердечно воспринимается только красота. Религия – это тоже сердечная вера. В 11 главе магнитезер говорит, что любовь – наша стихия.
Глава 13, 19.
- Какое впечатление произвела красота Груши на Ивана? (Рассказчик ни разу не назовет свое чувство любовью, Груша сама скажет: “Один ты и любил меня”. Любовь героя беззаветная и самоотверженная, чувство чистое и великое, свободное от себялюбия и собственничества. В нем присутствует бескорыстное восхищение, желание помочь).
Иван помогает ей уйти из жизни.
- Преступление ли это или подвиг во имя любви? (Диспут).
(Он берет всю полноту ответственности за грехи другого человека, губящего собственную душу. “Грушина душа теперь погибшая, и моя обязанность за нее отстрадать и ее из ада выручить”).
Слово учителя:
Встреча с Грушей – чудо его внутреннего преображения. Через страдания постигает смысл жизни.
- Как оценивает герой свою жизнь в исповеди полковнику? (“Я, ваше высокоблагородие, не молодец, а большой грешник, и меня ни земля, ни вода принимать не хочет. Много неповинных душ погубил”. Изменилась нравственная самооценка: до этого только Грушина смерть воспринималась как вина, теперь он вспомнил и смерть монаха, и Савакирия).
Слова учителя: Пережитый Иваном Северьяновичем нравственный кризис, вызвавший чувство вины за стихийное прошлое, подготовил возможность нового, еще более высокого этапа в духовном возмужании героя.
- Куда же попадает Иван Северьянович в конце повести? (В монастырь).
- Считает ли он это сбывшимся пророчеством (“Деться было некуда”).
Слово учителя:
Разум его не соглашается, а душа нашла единственный путь спасения. Недаром его зовут Измаил – спасенный. Чувствует он беду, молится за народ, молится перед иконой “Благое молчание”. Это не просто икона, а символ правильной жизни – смирение. Не смирение-покорность, а слияние с жизнью народа. Вспомним слова Достоевского: “Отдать свою личность всем до конца и тем самым проявить ее – ведь это идеал, еще не достигнутый на Земле”.
- О чем мечтает Иван Флягин? (“Мне за народ помереть хочется”. Путь обновленного человека, готового к несению креста.).

Подведение итогов урока.

Комментариев нет:

Отправить комментарий