Готовимся к новому учебному году

среда, 21 декабря 2016 г.

Это интересно: И.Анненский

Фото Глазарий языка.О НЬ, Н и НО
Может показаться, что Иннокентия Анненского порой интересовали странные вещи. Так, он не только написал статьи, главными героями которых были «нь» и «н», но и всерьез обдумывал исследование «но».
Внимание, вопрос: что же это за темы?


Ответ.



Древние указательные местоимения «онъ», «она», «оно» стали использоваться в русском языке в роли личных местоимений 3-го лица в позиции именительного падежа (то, что это местоимения генетически указательные, видно по ныне устаревшему местоимению «оный» ‘тот’). При этом в древности эти местоимения различались по роду не только в единственном, но и во множественном числе: «они» — мужской род, «оны» — женский род, «она» — средний род. С течением времени различие по родам во множественном числе исчезло и для всех родов в именительном падеже закрепилась форма «они». Однако на письме до орфографической реформы 1917—1918 года надо было отличать местоимение женского рода от других, используя особую форму «онѣ».

В 1909 году Иннокентий Анненский опубликовал в журнале «Аполлон» статью «О современном лиризме», включавшую две части: «Они», посвященную поэтам-мужчинам, и «Онѣ», посвященную поэтам-женщинам. Статья осталась неоконченной: Анненский предполагал написать еще третью часть ее, которая бы носила название «Оно» — см. его письмо к С. К. Маковскому от 11 июля 1909 г.: «Статью кончил. Она уже в переписке. Жду Вас, чтобы прочитать с Вами, — ее никто не знает, даже мои домашние, кроме нескольких страниц разве. Вот слушайте, во-1, заглавие, во-2, мой план, т. к. ведь дело не кончилось... oh non, cher ami, Vous en aurez pour trois mois, allez! Заглавие — "О современном лиризме", три очерка. Готов первый (около двух печатных листов): "Они"... Следуют "Оне" и "Оно" (т. е. искусство) — наши завоевания и приобретения, проект маленькой выставки новой поэзии... une revue... quoi?».
Однако и в таком незавершенном виде статья «О современном лиризме» дает отчетливое представление не только об отношении Анненского к современной поэзии, но и о его собственном запредельном прозаическом слоге. Вот только первый абзац текста, который один критик, как представляется, совершенно справедливо назвал «жалким упражнением гимназиста старшего возраста»: «Жасминовые тирсы наших первых менад примахались быстро. Они давно уже опущены и — по всей линии. Отошли и иноземные уставщики оргий. Один — Малларме — умер, и теперь имя его, почти классическое, никого уже не пугает. А другой — Маврикий Метерлинк — успел за это время обзавестись собственной "Монной Ванной", и стилизаторы "Синей птицы" уже не вернут нам его нежных лирных касаний. Три люстра едва прошло с первого московского игрища, а как далеко звучат они теперь, эти выкликания вновь посвященной менады!» (http://annensky.lib.ru/publ/lirizm-1.htm)

Комментариев нет:

Отправить комментарий