Готовимся к новому учебному году

среда, 21 декабря 2016 г.

Литературный жанр: Эпитафия


ЭПИТАФИЯ В XVIII ВЕКЕ
Эпитафия — надгробная надпись, обычно стихотворная. Как литературный жанр эпитафия появилась в русской литературе во второй половине XVII в. и до 1730-х гг. писалась по почти неизменной биографической схеме, которая сводилась к перечислению деяний, чинов и заслуг покойного, завершавшимся обычно просьбой к читателю или прохожему о молитве за душу усопшего.

Поскольку эпитафия являлась знаком социального престижа и признания, то она могла разрастаться в обширное повествование, насчитывающее десятки строк (например, в эпитафии духовника Петра I, Тимофея Надаржинского, 230 строк).
Основная задача эпитафии — передать потомству память о почившем, при этом на протяжении всего XVIII в. между реальными эпитафиями, которые помещались на надгробных памятниках, и фиктивными, публиковавшимися в книгах и периодических изданиях, не было никаких жанровых отличий.
Смена литературных стилей и направлений, совпавшая по времени с реформой стихосложения, сказалась и на эпитафии — в середине XVIII в. на место зарифмованной в силлабических стихах биографии приходит эпитафия панегирического или элегического характера, в которой сильнее звучит интонация философско-медитативного размышления.
К концу XVIII в. обширные панегирические эпитафии подвергаются осуждению, равно как и пышные гробницы на кладбищах. Эпитафия предромантизма оказалась чуткой к смене литературных вкусов и во второй половине XVIII века в поэзии формируется и получает распространение более привычный уже для XIX в. тип небольшой эпиграмматической эпитафии (обычно — шести- или четверостишие), в которой проявляется, а в эпоху сентиментализма закрепляется интимный характер публичного культа умерших.
Избавленные от биографических и служебных подробностей, а также от панегирических похвал, эти эпитафии строятся на обыгрывании антитез «жизнь — смерть», «душа — тело», «земля — небеса» и др. Вместе с тем поэтика эпитафии характеризуется значительной степенью консервативности: монотематизм эпитафии невольно приводит к повторению метафор, сравнений и устоявшейся поэтической фразеологии; поэтическое клише — самая характерная черта массовой эпитафии, как реальной кладбищенской, так и фиктивной литературной.
До 1720-х гг. русская поэзия не знала шуточных эпитафий, первые эпитафии-эпиграммы написал Феофан Прокопович, а впоследствии эта разновидность эпиграммы получила широкое распространение и признание в русской сатирической поэзии: такие эпитафии-эпиграммы писали в XVIII в. А. П. Сумароков, Г. Р. Державин, И. И. Дмитриев и мн. др.
С. И. Николаев

Комментариев нет:

Отправить комментарий