Готовимся к новому учебному году

суббота, 21 января 2017 г.

Задания Республиканской олимпиады по русскому языку


Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых,  для которых не нашлось бы в нашем языке 
точного выражения.

К. Паустовский
Ув. коллеги-словесники! 
Размещаем задания заключительного этапа Республиканской олимпиады обучающихся по русскому языку для 7-11 классов общеобразовательных организаций!



Уважаемые участники заключительного этапа
Республиканской олимпиады школьников
по русскому языку!
         Поздравляем вас с праздником – Днём олимпиады юных филологов! Днём великого русского языка и великой русской литературы! Днём любования словом! Днём квалифицированного читателя! Днём демонстрации всего того, что вы знаете и умеете!
Мы подготовили для вас интересные задания на определение уровня коммуникативной, языковой и лингвистической и культуроведческой компетенций, общей культуры, умения создавать собственный творческий продукт и произносить ораторскую речь!
         Уверены, что ваши знания и умения, талант и эрудиция, начитанность и красноречие, трудолюбие и ИКТ-компетентность помогут вам презентовать риторические тексты, обогатят олимпиадное и конкурсное движение творческими находками, интересными работами и яркими ораторскими спичами.
Продолжительность текста ораторского выступления от 1-й до 3-х минут. Оцениваются остроумие, благозвучие, оригинальность, эмоциональность, выразительность речи, заинтересованность в теме, убедительность и другие возможные достоинства  выступлений юных риторов (например, умение мобилизовать волю, увлечь слушателей, яркость речи, вдохновенность ритора). Помните, что хороший ритор – это человек,  защищающий свою точку зрения эффективно и убедительно, решительно и ответственно.
Вы самостоятельно выполняете задания и делаете самопроверку в течение трёх часов (240 минут).
24 января текущего года на сайте Донецкого Республиканского института дополнительного педагогического образования www.ippo.dn.ua и блоге отдела русского языка и литературы http://kabruss.blogspot.com/ в разделе «Олимпиады» будут размещены варианты ответов на задания заключительного этапа Республиканской олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики по русскому языку.
Вы сможете вместе с педагогом-наставником провести совместный анализ ошибок, допущенных в ходе выполнения заданий, и составить перспективный план самообразования.
Желаем вам творческого вдохновения, хорошего настроения и только позитивных эмоций в ходе работы над заданиями Республиканской олимпиады школьников по русскому языку!

Итак, начинаем!


 ЗАДАНИЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
2016-2017 учебный год
РУССКИЙ ЯЗЫК
7 класс

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
К. Паустовский
1-й уровень (5 заданий = 30 баллов)

1.1.           Расставьте ударения в словах (8*0,5 б. = 4 балла).
Иконопись, облегчить, (он) дозвонится, красивее, торты, мизерный, газопровод, включим.

1.2.          Ответьте на вопрос (3 балла). В каких из перечисленных слов пишутся двойные согласные?
Артил…ерия, гал…ерея, драм…атический, гум…анизм, кол…ичество, кавал…ерия, пьес…а, интел…ект, дрож…и.

1.3.          Перепишите, оформив числительные словами (5 баллов).
Альбом с 678 иллюстрациями.
Стеллаж с 1785 книгами.
Поход продолжался 22 суток.
325-миллионный вклад.
Переписка с 88 странами.

1.4.          Прочитайте текст. Объясните значение слов (деревни) желтеют и глыбочки. Возможна ли замена выделенных глаголов глаголами, парными по виду? Аргументируйте свой ответ (6 баллов).
«В отдаленье темнеют леса, сверкают пруды, желтеют деревни; жаворонки сотнями поднимаются, поют, падают стремглав, вытянув шейки торчат на глыбочках; грачи на дороге останавливаются, глядят на вас, приникают к земле, дают вам проехать и, подпрыгнув раза два, тяжко отлетают в сторону…».
(И. С. Тургенев. «Записки охотника»).

1.5.          Выполните задание, ответив на вопрос (8 баллов).
Даже если вы не очень любите конфеты и другие сладости, возможно, вы замечали интересные и необычные названия кондитерских изделий: глазированный сырок «Сыркоешь-ка», торт вафельный «Любоежка», вафли «Ха-ха-тушки», конфеты «Бурёнка-мудрёнка», карамель «Кроха Туля»?
Как образованы эти названия? Объясните их написание.

1.6.          Решите занимательную задачу (4 балла).
Это можно сохранить и иметь, но этим нельзя обладать. Это можно отдать, но нельзя взять. С этим можно выйти, но нельзя войти. Что это?
а) авторитет, б) вещь, в) любовь, г) честь, д) яблоко, е) чемодан, ё) достоинство.

2-й уровень (2 задания: 10 б. + 20 б. = 30 баллов)
2.1. Решите лингвистическую задачу (10 баллов).
Даны турецкие слова и словосочетания, а также их переводы на русский язык:
Ada – остров, adalar – острова, iki tas – две чашки, adam – человек, otuz adam – двадцать человек, taslar – чашки.
Как будет по-турецки двадцать островов, люди?

2.2. Выполните лингвистический анализ текста (20 баллов)
В басне И.А. Крылова «Любопытный» приводится ряд названий насекомых:
Куда на выдумки природа таровата!
Каких зверей, каких там птиц я не видал!
Какие бабочки, букашки,
Козявки, мушки, таракашки!
Одни, как изумруд, другие, как коралл!

1. Три слова из этого ряда в словарях современного русского языка признаются синонимами. Назовите их. Какое значение отличает эти синонимы от других названий?
2. Выделите современные морфемы в этих словах-синонимах.
3. Чем слова этого синонимического ряда различаются с точки зрения грамматики?
4. Предположите, какие признаки лежали в основе этих названий насекомых.
5. Какое слово русского литературного языка можно добавить в этот ряд синонимов?

3-й уровень. Творческое задание (30 баллов)
(10 баллов – содержание, 20 баллов – языковое оформление)

                   Напишите сочинение-миниатюру (от 0,5 страницы) на одну из предложенных тем.

Удивительное рядом
Здесь Родины моей начало...
Слово: мудрое, чистое, родное
Верность слову

4-й уровень. Тема ораторского выступления (10 баллов)

Подготовьте и представьте устное высказывание на одну из тем.

Ø Шелест страниц или электронная книга?
Ø О чем говорят заглавия книг?
Ø Книга о нашем времени, которую я хочу прочесть через 20 лет.
Ø Книга о моем городе.
Ø Книга учит?
Ø Что значит быть современным человеком?

Время выступления – 1 минута.
            P.S. Всего 100 баллов


ЗАДАНИЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
2016-2017 учебный год
РУССКИЙ ЯЗЫК
8 класс
Русский язык — язык, созданный для поэзии,
он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков.
П. Мериме
1-й уровень (6 заданий = 30 баллов)
1.1.              Вставьте пропущенные буквы (1 б.). Обоснуйте свой выбор (2 б.) (3 балла).
Леса лысы.
Леса обезлос..ли.
Леса обезлис..ли.
В. Хлебников
1.2.    Подберите синонимы к словам, выделенным в тексте (4 * 1 б. = 4 балла).
«Ну ты, – прибавил он громко, обращаясь к правой пристяжной, – я тебя знаю, потворница этакая! Любишь себе потворствовать, небось… (И он ударил ее кнутом).
Совсем отлукавилась лошадь, а ведь какой прежде согласный был живот…».
(И. С. Тургенев. «Записки охотника»)
1.3. Ответьте на вопрос. Чем с точки зрения морфологии отличается слово страшно в приведенных ниже предложениях? Поясните ваш ответ. (3 балла).
Ему было страшно.
Ему было страшно интересно.
Выражение его лица страшно.

1.4.               Распределите данные слова на словообразовательные типы, учитывая, что к одному типу в словообразовании относятся слова, образованные от одной и той же части речи, с одним и тем же словообразовательным аффиксом и одинаковым словообразовательным значением (5 баллов).
Рощица, пепельница, свидетельница, книжица, львица, волчица, сахарница, утешительница, роговица, орлица, лужица, победительница, передовица, медведица, тупица, хлебница, мыльница, умница.

1.5.               Выполните задание (9 баллов). Известно, что глагол в форме инфинитива может быть любым членом предложения. Укажите из приведённых ниже конструкций все случаи использования инфинитива в роли: а) определения, б) дополнения, в) обстоятельства (6 б.) На что, кроме вопроса, вы опирались при определении члена предложения? (3 б.)
(1)Дрессировщик научил тигра прыгать через обруч. (2)Мне захотелось немедленно уехать. (3)Митингующие выступили с требованием увеличить заработную плату. (4)Я пришел поблагодарить вас за помощь. (5)Попытка подготовиться к экзамену за два дня успеха не принесла. (6)Его пригласили войти. (7)Пообещав вернуться через пару часов, он пропал на целый день. (8)Они отправились в магазин купить чего-нибудь к ужину.

1.6. Выполните задание (6 баллов). Из приведённого двустишия Б.Л. Пастернака выпишите все словосочетания (3 б.). Сделайте синтаксический разбор выписанных словосочетаний (3 б.).
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.

2-й уровень (2 задания: 10 б. + 20 б. = 30 баллов)
2.1. Решите лингвистическую задачу (10 баллов).
Чем грамматически моль отличается от мухи?
2.2. Прочитайте текст и выполните стилистический анализ, ответив на вопросы (20 баллов.)
Системное меню
Системное меню вызывается кнопкой, расположенной в левом верхнем углу окна. Команды данного меню стандартизированы для всех приложений среды Windows. Системное меню имеется в наличии в каждом окне документа. Его можно вызвать даже в том случае, если окно свернуто до пиктограммы, щелкнув на пиктограмме один раз кнопкой мыши. Существует также способ открытия системного меню посредством клавиатуры — с помощью комбинации клавиш [Alt-пробел].
Команды системного меню выбираются с помощью мыши, клавиш управления курсором или путем ввода подчеркнутых в названии команды букв вместе с [Alt].
(В. Пасько)
1. Стиль данного текста –
2. Жанр данного текста –
3. Задача текста –
4. Характеристика высказывания:
5. Языковые особенности (5-6) текста:

3-й уровень. Творческое задание (1 задание – 30 баллов)
Напишите лингвистическую миниатюру на одну из предложенных тем (от 0,75 страницы) (10 б. + 20 б. = 30 баллов).

ü   Слова-друзья и слова-враги.
ü   Слова, которые забыли своих «родственников».
ü   Как правда превратилась в неправду.
ü   Как слово встретило своего двойника.

4-й уровень. Тема ораторского выступления (10 баллов)
Подготовьте и представьте устное высказывание на одну из тем.

Ø  Легко ли быть добрым? 
Ø  Что значит быть счастливым? 
Ø  Образование – дорога в будущее 
Ø  Права ли пословица "Добро должно быть с кулаками"?
Ø  Чего не купишь за деньги?
Ø  Без труда талант – это фейерверк!
Ø  Каким я представляю себе красивого человека?
Ø  Уметь не завидовать – это сложно?


Длительность ораторского выступления – 1,5 минуты.
P.S. Всего 100 баллов



ЗАДАНИЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
2016-2017 учебный год
РУССКИЙ ЯЗЫК

Нравственность человека видна в его отношении к слову.
Л.Н. Толстой
9 класс
I-й уровень (6 заданий = 30 баллов)

1.1.          Объясните, что такое паронимы (2 б.). Приведите пример (1 б.). (3 балла).

1.2.          Выполните задание (8 баллов).
В слове воск четыре звука. Определите, сколько раз каждый звук встречается в пословице Всякому овощу своё время. Укажите, в каких именно словах.

1.3.          Ответьте на вопрос (5 баллов).
Какие другие знаки препинания, кроме точки, возможны в следующей фразе: Отец вернулся. Поясните, как смысл фразы связан со знаком препинания.

1.4.          Ответьте на вопрос. Чем объясняется комический эффект фразы? (3 балла).
Возмущённый покупатель потребовал у продавца самую жалобную книгу, какая только имелась в их магазине.

1.5. Ответьте на вопрос (3 балла).
Недавно в городскую библиотеку поступило 78498 новых книг. Со сколькими новыми книгами могут ознакомиться читатели библиотеки? Запишите это количество книг, оформив числительное словами.

1.6.         Выполните задание (8 баллов). Спишите и расставьте знаки препинания в стихотворении А.Н. Апухтина «К Родине». Проведите пунктуационный анализ. Выпишите из стихотворения однокоренные слова и формы одного и того же слова
Далёко от тебя о родина святая
Уж целый год я жил в краях страны чужой
И часто о тебе грустил воспоминая
Покой и счастие минувшее с тобой
И вот в стране зимы болот снегов глубоких
Где так же одинок и я печально жил
Я сохранил в душе остаток чувств высоких
К тебе всю прежнюю любовь я сохранил

2-й уровень (2 задания: 10 б. + 20 б. = 30 баллов)
2.1. Решите лингвистическую задачу (10 баллов).
Акакий Акакиевич Башмачкин, герой повести Н. В. Гоголя «Шинель», однажды должен был из одного документа сделать другой: «Дело состояло только в том, чтобы переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье».
О какой переделке документа идет речь (5 б.) и как при этом меняется его жанр (5 б.)?

2.2. Прочитайте текст и выполните его комплексный анализ (20 баллов).
1) А солнце уже опускалось за лес; оно бросало несколько чуть-чуть тёплых лучей, которые прорезывались огненной полосой через весь лес, ярко обливая золотом верхушки сосен. 2) Потом лучи гасли один за другим; последний луч оставался долго; он, как тонкая игла, вонзился в чащу ветвей, но и тот потух.
3) Деревья сгруппировались в каких-то чудовищ; в лесу стало страшно: там кто-то вдруг заскрипит, точно одно из чудовищ переходит со своего места на другое, и сухой сучок, кажется, хрустит под ногою.
                                                                                              (И.А. Гончаров)
Задания
1. Какова тема этого текста?
2. Определите стиль и тип речи, назовите их признаки.
3. Какими частями речи являются слова: обливая (1 предложение); точно, сучок (3 предложение).
4. Объясните дефисное написание слов кто-то, каких-то.
5. Определите способ словообразования слов: чуть-чуть, огненной.
6. Назовите способ связи в словосочетаниях: опускалось за лес; последний луч.
7. В каком предложении есть сравнительный оборот?
8. Дайте синтаксическую характеристику 3-го предложения.

3-й уровень. Творческое задание (1 задание – 10 б. +20 б. = 30 баллов)
            Напишите сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем (от 1 стр.).

ü  Пять слов русского языка, которые необходимо сохранить
ü  Экология русского языка
ü  Голос мечты
ü  Десять ценностей нашего времени
ü  Мир, которому мы все улыбнёмся

4-й уровень. Тема ораторского выступления (10 баллов)
   Подготовьте и представьте устное высказывание на одну из тем.

Ø    Чему учит нас история родины?
Ø    Что такое время?
Ø    Сколько книг нужно прочитать, чтобы стать образованным?
Ø    Хочу, чтобы меня понимали 
Ø    Милосердие – черта русского характера
Ø    Говорят, о вкусах не спорят. Но иногда, видимо, необходимо спорить
Ø    Четыре «надо», которые следует преодолеть молодому человеку
Ø    Истинная красота человека… В чём она?
Ø    Чем увлечён современный человек?

Длительность ораторского выступления – 2 минуты.
P.S. Всего 100 баллов
 
ЗАДАНИЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
2016-2017 учебный год
РУССКИЙ ЯЗЫК

Русский язык открывается до конца в своих поистине
волшебных свойствах и богатстве лишь тому,
кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ
и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.
К. Г. Паустовский
10 класс
1-й уровень (6 заданий = 30 баллов)

1.1.         Определите части речи в данном двустишии (2 балла).
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
Б.Л. Пастернак
1.2.         Выполните задание (6 баллов).
Перед вами отрывок из стихотворения Б.Л. Пастернака «Зимняя ночь». Какие изобразительно-выразительные средства языка употреблены в данном отрывке? Определите, какова их роль.
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела…
1.3. Выполните задание (4 балла).
Ниже даны некоторые слова. Одни из них образованы простым соединением морфем, а в других это соединение осложнено некоторым дополнительным преобразованием, отражённым в орфографии: рассердиться, рассориться, разбежаться, карманный, колонный, комнатный, ванная, суздальский, одесский, лаосский, скользкий. Объясните, о каком преобразовании здесь идёт речь, и разделите приведённые слова на две группы в зависимости от того, произошло или не произошло в них данное преобразование.
1.4. Прочитайте текст. Расставьте знаки препинания. Объясните свой выбор (7 баллов).
Мне снилась снова ты в цветах на шумной сцене
Безумная как страсть спокойная как сон
А я повергнутый склонял свои колени
И думал Счастье там я снова покорен.
А. Блок
1.5.         Дайте им толкование фразеологизмов (2,5 б.), придумайте с ними предложения (2,5 б.), укажите их источник(и) (1 б.) (6 баллов).
Нищие духом, блудный сын, ничтоже сумняшеся, нет пророка в своём отечестве, влить молодое вино в старые мехи.

1.6. Установите соответствие между фрагментами словарных статей и типами словарей (5 * 1 б. = 5 баллов).
1. ОКОРМЛЕ́ НИЕ, -я, ср. Кормление сверх меры, во вред здоровью.
На некоторое время глуповцы погрузились в ожидание. Они боялись, чтоб их не завинили в преднамеренном окормлении бригадира... Салтыков-Щедрин. История одного города. ОБЕТОВА́ НИЕ, -я, ср. *Обещание (с оттенком торжественности). ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ: «Обетованием нескончаемого блаженства теплилась её улыбка» (Хозяйка).
2. ГЛАЗ — намозолить глаза, отвести глаза, пропасть с глаз, пропускать мимо глаз, пускать пыль в глаза, тыкать в глаза, хлопать глазами, хоть глаз выколи.
3. Ни аза́ | глаза́ | тормоза́ | два раза́ | чумиза́ | егоза́ | бирюза́
4. ГЛАЗ — око, мн. буркала (-ы), мн. глазища, мн. зенки.
5. ОКЛИК//ОТКЛИК <...> ОКЛИК. Возглас, которым окликают кого-либо, привлекают  чьё-либо внимание, останавливают.  <...>
ОТКЛИК. 1. Ответ на зов, обращение; отзвук, эхо. 2. перен. отражение, след, пережиток чего-либо. 3. перен. выражение того или иного отношения
к чему-либо.
А. Словарь синонимов.
Б. Словарь паронимов.
В. Словарь рифм (созвучий).
Г. Словарь антонимов.
Д. Словарь фразеологический.
Е. Словарь устаревших (редких и забытых) слов.

2-й уровень (2 задания: 10 б. +20 б. = 30 баллов)

2.1. Решите лингвистическую задачу (10 баллов).
В словах типа паровоз, самолёт, луноход некоторые исследователи выделяют три морфемы, некоторые -четыре, а некоторые -пять. Назовите эти морфемы. Чем может быть обусловлено упомянутое различие?

2.2. Выполните лингвостилистический анализ текста "Счастье" В.С. Розова (20 баллов).
Счастье (отрывок)
Люди хотят быть счастливыми – это их естественная потребность. Но где кроется самая сердцевина счастья? Замечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь. Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? И да, и нет. Нет – по той причине, что, имея все эти недостатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами. Кроется ли она в здоровье? Конечно, да, но в то же время и нет.
Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве. А Чехов писал: «Если хочешь быть оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай». Обратите внимание на начало фразы: «Если хочешь быть оптимистом…». И ещё – «вникай сам».
...Нельзя ждать, что кто-то придёт со стороны и сделает тебе хорошую жизнь. Надо вступать в битву за «честного малого» в себе, иначе – беда.

1.Стиль речи – ______________________________________________________(2 балла)
2. Тип речи – _______________________________________________________(2 балла)
3. Жанр – __________________________________________________________(2 балла)
4. Тема текста – _____________________________________________________(2 балла)
5. Концепт (идея) – __________________________________________________(2 балла)
6. Основные проблемы: ______________________________________________(2 балла)
7. Лексические особенности текста: ____________________________________(2 балла)
8. Средства эмоциональной выразительности текста: _____________________(2 балла)
9. Синтаксические особенности текста: _________________________________(2 балла)

3-й уровень. Творческое задание (1 задание: 10 б. + 20 б. = 30 баллов)

3.1. Напишите небольшое эссе (от 1,25 стр.) на одну из предложенных тем.
Эссе – способ рассказать о мире через себя
и о себе с помощью мира.
А. Эльянявис
Ø В чём ценность человеческой жизни?
Ø Что важнее всего в человеке?
Ø Человек интересной судьбы
Ø Рассуждения о главном
Ø Мое отношение к фаталистам, пессимистам и оптимистам
Ø «Ощущать себя наследником прошлого значит осознавать свою ответственность перед будущим» (Д. Лихачев)

4-й уровень. Тема ораторского выступления (10 баллов)
   Подготовьте и представьте устное высказывание на одну из тем.

Ораторская речь – это не сумма материалов, 
собранных из различных источников, а оригинальное, 
рожденное в творческих муках, произведение. 
Е.А. Ножин (теоретик ораторского искусства) 

·     Существуют ли ценности, утратив которые, можно потерять смысл жизни?
·     Духовная жажда человека. Знакомо ли вам это чувство? В чём оно состоит?
·     Что значит быть хорошим сыном/хорошей дочерью?
·     «Чтобы поверить в добро, нужно сначала делать его» (Л. Н. Толстой)
·     «…судьбы зависят от воспитания молодежи» (Аристотель)
·     Все нуждаются друг в друге…
·      «Книга для каждого освещает наше личное движение к истине» (М. Пришвин)
·     «Честь и собственное достоинство – сильнее всего» (Ф.М. Достоевский)
·     Активная жизненная позиция – старт в успех?
·     Жизненный успех. Как я его понимаю?

Длительность ораторского выступления – 2,5 минуты.                               P.S. Всего 100 баллов





ЗАДАНИЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
2016-2017 учебный год
РУССКИЙ ЯЗЫК
По отношению каждого человека к своему языку
можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне,
но и о его гражданской ценности.
К. Паустовский
11 класс

1-й уровень (6 заданий = 30 баллов)
1.1. Составьте словосочетания с приведенными ниже словами-паронимами (3 балла).
Абонент – абонемент, косный – костный, глиняный – глинистый.
1.1.    Замените устаревшие слова общеупотребительными синонимами (3 балла).
Ланиты, десница, длань, очи, зело, пиит.
1.2.         Ответьте на вопрос (4 балла).
Одно из стихотворений Марины Цветаевой, посвящённое её современнику, великому русскому поэту начала ХХ века, начинается такими строками:
Имя твоё – птица в руке,
Имя твоё – льдинка на языке,
Одно-единственное движение губ,
Имя твоё – пять букв…
Кому посвятила М.И. Цветаева это стихотворение? (1 б.) Напишите 5 букв, о которых говорится в стихотворении. (1 б.) Согласны ли вы, что при произнесении этой фамилии происходит лишь одно «движение губ»? (1 б.) Укажите, сколько звуков в этой фамилии. (1 б.)
1.3.         Выполните задания (6 баллов).
В некоторых из следующих предложений применено их преобразование на синтаксическом уровне. Разделите предложения на две группы в соответствии с различием, указав их номера.
1) Двенадцать малышек, нарядившись в красивые, разноцветные платья с лентами, танцевали разные танцы.
2) Незнайка приклеил пластырь, но, увидев, что он приклеился косо, принялся отдирать его.
3) Многие малыши очень гордились тем, что они малыши, и совсем почти не дружили с малышками.
4) Облака мягкие, как воздух, потому что они сделаны из тумана, их вовсе не к чему рубить топором.
5) Однажды, когда Торопыжки не было дома, Незнайка забрался в автомобиль, который стоял во дворе, и стал дёргать за рычаги и нажимать педали.
6) Смотреть на Тюбика, когда он, нарядившись в свой балахон и откинув назад свои длинные волосы, стоял перед мольбертом с палитрой в руках, было очень интересно.
7) Ты, Незнайка, видно, больной.
8) Это он всё выдумывает, чтобы показать, будто много знает, а на самом деле он ничего не знает.

1.4.         Объясните назначение словарей, из которых были взяты примеры словарных статей (4 балла).

1.     ОКОРМЛЕ́ НИЕ, -я, ср. кормление сверх меры, во вред здоровью. На некоторое время глуповцы погрузились в ожидание. Они боялись, чтоб их не завинили в преднамеренном окормлении бригадира... (М.Е. Салтыков-Щедрин. История одного города).
ОБЕТОВА́ НИЕ, -я, ср. *Обещание (с оттенком торжественности). Ф.М. Достоевский: «Обетованием нескончаемого блаженства теплилась её улыбка» (Хозяйка).
2.     Ни аза́ | глаза́ | тормоза́ | два раза́ | чумиза́ | егоза́ | бирюза́.

1.6.         Расставьте знаки препинания, укажите возможные варианты расстановки знаков препинания и поясните свой ответ (10 баллов).

И теперь пожимаясь от холода студент думал о том что точно такой же ветер дул и при Рюрике и при Иоанне Грозном и при Петре и что при них была точно такая же лютая бедность голод такие же дырявые соломенные крыши невежество тоска такая же пустыня кругом мрак чувство гнета все эти ужасы были есть и будут и оттого что пройдет еще тысяча лет жизнь не станет лучше.
(А.П. Чехов. «Студент»)

2-й уровень (2 задания: 10 б. + 20 б. = 30 баллов)

2.1.         Решите лингвистическую задачу (10 баллов).

Ниже в двух колонках приведены соответствующие друг другу слова двух родственных языков: слева – сербскохорватские, справа – русские. Некоторые слова пропущены. Заполните пропуски нужными словами (0,5 б.*11=5,5 б.). Опишите подмеченные вами закономерности (4,5 б.)

пас
- пёс
    
дошао
- дошёл
клен
- клён
    
плела
-
мео
- мёл
    
жена
- жена
- мёд
    
- пчела
- лён
    
осао
- осёл
село
- село (деревня)
    
отац
-
лав
- лев (животное)
    
- горек
полет
- полёт
    
во
-
болан
-
    
- бел
- ложь
    
зао
- зол (от злой)
сан
- сон
    
раж
-
род
- род
    
го
- гол (от голый)


2.2.         Проведите анализ средств межфразовой связи в данном описании (20 баллов).

На эстраде, за тюльпанами, где играл оркестр короля вальсов, теперь бесновался обезьяний джаз. Громадная, в лохматых бакенбардах горилла с трубой в руке, тяжело приплясывая, дирижировала. В один ряд сидели орангутанги, дули в блестящие трубы. На плечах у них верхом поместились веселые шимпанзе с гармониями. Два гамадрила в гривах, похожих на львиные, играли на роялях, и этих роялей не было слышно в громе и писке и буханьях саксофонов, скрипок и барабанов в лапах гиббонов, мандрилов и мартышек.
М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

3-й уровень. Творческое задание (1 задание: 10 б. + 20 б. = 30 баллов)

                   Напишите небольшое эссе (от 1,5 стр.) на одну из предложенных тем.
Эссе – способ рассказать о мире через себя
и о себе с помощью мира.
А. Эльянявис
ü Будущее начинается сегодня
ü Есть слова, которым век сиять...
ü Живет повсюду красота
ü О времени и о себе
ü «Держа в руках часы и календарь…» (А. Тарковский)
ü «Жизнь есть увеличение своей души» (Л.Н. Толстой)

4-й уровень. Тема ораторского выступления (10 баллов)
   Подготовьте и представьте устное высказывание на одну из тем.

Ораторская речь – это не сумма материалов, 
собранных из различных источников, а оригинальное, 
рожденное в творческих муках, произведение.
 
Е.А. Ножин (теоретик ораторского искусства) 

Ø  Чужого горя не бывает
Ø  О культуре общения
Ø  Доблести и пороки людские
Ø  В чём различие интересов и ценностей?
Ø  Какой он – мой современник?
Ø  Моя судьба – в моих руках
Ø  Нужна ли нам толерантность?
Ø  «Не сильные лучшие, а честные» (Ф.М. Достоевский)
Ø  Интернет – экспериментальная площадка для всего человечества


Длительность звучания ораторской речи – 3 минуты.                                  P.S. Всего 100 баллов

Комментариев нет:

Отправить комментарий