Готовимся к новому учебному году

вторник, 24 января 2017 г.

Варианты ответов на задания Республиканской олимпиады по русскому языку

Ув. коллеги! 
С целью организации работы по анализу обучающимися выполнения заданий заключительного этапа Республиканской олимпиады по русскому языку, моделирования индивидуальных программ образовательной деятельности юных филологов и выстраивания индивидуальной траектории самообразовательной работы и т.д. предлагаем ознакомиться с вариантами ответов. 






ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН И МЕТОДИКИ ИХ ПРЕПОДАВАНИЯ
ОТДЕЛ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

КЛЮЧИ И ОБРАЗЦЫ ОТВЕТОВ К ЗАДАНИЯМ
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПА
РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
2016-2017 учебный год

7 класс
1.1.
Иконопись, облегчить, (он) дозвонится, красивее, торты, мизерный, газопровод, включим.

1.2.
Артиллерия, интеллект, дрожжи.

1.3.
Альбом с шестьюстами семьюдесятью восьмью иллюстрациями.
Стеллаж с одной тысячей семьюстами восьмьюдесятью пятью книгами.
Поход продолжался двадцать два дня ((или в течение двадцати двух суток).
Трехсот двадцати пяти миллионный вклад (Здесь  возможны варианты: Вклад в 325 миллионов – трехсот двадцати пяти миллионный; а если по счету 325-миллионный – тогда трехсотдвадцатипятимиллионный).
Переписка с восьмьюдесятью восьмью странами.

1.4.
Ответ:
1.                 Деревни желтеют (‘выделяются своим желтым цветом’), потому что крыши деревенских изб покрыты желтой соломой. Глыбочка – уменьшительное от глыба, то есть это ком, комок земли. 2б. + 2б. = 4 балла
2. Замена глаголов темнеют (леса), сверкают (пруды,) желтеют (деревни) глаголами потемнели, засверкали, пожелтели невозможна, потому что глаголы несовершенного вида обозначают состояние, не имеющее внутреннего предела. 2 балла. Всего 6 баллов

1.5.
Ответ.
Каждый купец (производитель, менеджер) желает продать свой товар. Для этого он должен  привлечь к нему внимание. Одним из средств привлечения внимания является языковая игра. Доставляя покупателям некоторое интеллектуальное удовольствие, она может стать побудительным мотивом для покупки товара.
А. «Сыркоешь-ка»:
образовано по модели слова сладкоежка: сложение основ с соединительной
гласной, а затем для привлечения внимания покупателей данное слово записано по образцу глаголов повелительного наклонения 2 лица  единственногочисла с частицей -ка (съешь-ка, поешь-ка). Максимум: 1 балл.
Б. «Любоежка»:
образовано на основе словосочетания любит есть (0,25 б.) путем сложения основ с соединительной гласной с одновременным прибавлением суффикса или от словосочетание ест лЮбое (то, что тебе любо (нравится)) — 0,5 б. Также при этом возможно, что слово образовано по аналогии со словом «сладкоежка». 0,25 б. Максимум — 1 балл.
В. «Ха-ха-тушка»
по созвучию со словом хохотушка  путем сложения слов «ха-ха» и «тушка», о чем говорит дефисное написание. 1 балл.
Г. «Бурёнка-мудрёнка»
это два слова, которые пишутся через дефис, так как второе из них является приложением (пример: травушка-муравушка). 1 балл.
Д. «Кроха Туля»:
образовано путём разложения исходного слова крохотуля на словосочетание: кроха (по аналогии с существительным кроха) и Туля, которое понимается как имя собственное (возможно, часть уменьшительно-ласкательного  варианта имен на -туля: Натуля, Ритуля). 1 балл.

+ 3 балла, если школьник укажет на средство привлечения внимания к товару – на языковую игру, за нестандартность (оригинальность) ответа.
Всего 1+1+1+1+1+3*=8 баллов

1.6.
Ответ
Честь.
Всего 4 балла.

2.1.
         Нетрудно заметить, что в турецких словосочетаниях, как и в русских, числительное (iki – два , otuz – двадцать) предшествует существительному, также легко выделяется суффикс множ. числа – lar. Нетрудно понять, что этот суффикс не употребляется после числительного.
Поэтому ответ: otuz ada, adamlar
Всего 5б.+5б.=10 баллов




2.2.
Поводом к сочинению басни послужил следующий случай: "Кто-то из приезжих в Петербург, посетив "Кунсткамеру", за обедом, у Авр. Серг. Норова с восторгом говорил об ее богатых коллекциях, останавливаясь на самых мельчайших приметах. На вопрос же, видел ли он слона, отвечал: "Виноват, слона я не заметил".
Ответ и оценка:
1. Синонимы в языке: букашка, козявка, таракашка. По 1 б. за слово; всего 3 балла.
Они служат общими названиями мелких насекомых, способны заменять друг
друга в речи (1 балл).
На переносное значение слова таракашка (Ср.:ТАРАКАШКА, м. и ж. Разг. 1. Уменьш. к Таракан. 2.  Всякое маленькое насекомое, букашка. Какие отвратительные таракашки. Букашки таракашки. Большой толковый словарь русского языка. 1- е изд- е: СПб.: Норинт, С. А.  Кузнецов. 1998) указывает характеристика по цвету (Одни, как изумруд, другие, как коралл!). (1 балл).
Слова мушка и бабочка называют различные виды летающих насекомых и в этот ряд не входят. За указание на отличия слов мушка, бабочка — по 0,5 за слово, всего 1 балл.
Итого: 6 баллов.

2. Морфемный состав.
Основы букашк- и козявк- равны корню, — окончание;
основа таракашк- состоит из усеченного корня и уменьшительно-ласкательного суффикса -ашк- (ср. дура – дур-ашк-а, кудри – кудр-яшк-а, морда – морд-ашк-а),
окончание –а (по 1 баллу за слово).
Всего: 3 балла.

3. Грамматика: отличие в отнесенности к грамматическому роду (1 балл).
Из данного ряда выпадает слово таракашка, которое может в разговорной речи согласоваться в м. р. (как слово таракан: всякий таракашка) и в ж. р. (по аналогии с букашка, букашка-таракашка: всякая таракашка); в отличие от слов ж.р. букашка и козявка, род слова таракашка в приведенном контексте однозначно не определить – 2 балла.
Всего: 3 балла.

4. Изначально букашка — жучок, жужжащее насекомое, козявка – небольшое
насекомое с усиками, таракашка — небольшое насекомое, внешне напоминающее таракана. 3 балла. Возможно, +1 баллу за слово при сообщении дополнительных сведений по истории слов. Всего — 6 баллов.
Бука́ шка от бу́ кать, буча́ ть. • [польск. bąk "жук"] (М.Р. Фасмер Этимологический словарь русского языка)
Козявка. Искон. Уменьшит.-ласкат. суф. производное от козява (ср. малявка), в диалектах ещё известного образования с суф. -яв-откоза. Насекомое названо по усикам, похожим на рожки. (Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа. Н. М. Шанский, Т. А. Боброва, 2004).
Всего: 6 баллов

5. В данный синонимический ряд может быть включено слово мурашка, 2 балла. (Допускается указание в качестве синонима слова жучок, 1 балл.)
МУРАШКА, мурашки, жен. 1. То же, что мураш (обл.). 2. То же, что букашка (разг.). (Толковый словарь Д.Н.Ушакова). МУРАШ, а, м. и МУРАШКА, и, ж. (прост.). Мелкий  муравей, а также вообще букашка. (Толковый словарь Ожегова).
Всего: 6+3+3+6+2= 20 баллов



ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН И МЕТОДИКИ ИХ ПРЕПОДАВАНИЯ
ОТДЕЛ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

КЛЮЧИ И ОБРАЗЦЫ ОТВЕТОВ К ЗАДАНИЯМ
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПА
РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
2016-2017 учебный год
8 класс
1.1.    Баллы ставятся за умение рассуждать и делать выводы.
Следует вставить следующие буквы:
Леса лысы.
Леса обезлос..ли.
Леса обезлис..ли.
(В. Хлебников).
Леса обезлосили – Леса обезлисили.
(испытывать чьё-то действие; направленность действия субъекта на объект); переходный глагол
Леса обезлосели – Леса обезлисели.
(сами полысели, поредели, без чьей-либо помощи; замкнутость действия в сфере субъекта); непереходный глагол

Лысить дрова. Срезывать кору с дров (сосновых) не сплошь, а гранями, чтобы не гнили и скорее просыхали. Такие дрова называют лышенными. Лысят только плашник, а швырок не лысится. Костром. [Островский А. Н. Полное собрание сочинений. [Материалы для словаря русского народного языка], С. 38.]
ПАРОНИМИ́Я – (от греч. - возле; называю) – прием художественной речи, прежде всего стихотворной, который устанавливает смысловую связь, заостряющую поэтические ассоциации, между паронимами (паронимы – разные по значению слова, близкие по произношению, лексико-грамматической принадлежности и по родству корней, сходство в звучании которых приводит к их смешению в речи). Случайные сходства в плане выражения слов таким образом поднимаются до уровня поэтического значения. Например:
            Леса – лысы.
            Леса обезлосели,
            Леса обезлисели.
                        (В. Хлебников)
Паронимия, парономазия это прием стихотворной речи, основанный на словах, близких по звучанию: «Леса — лысы. Леса обезлосели, Леса обезлисели» (В. Хлебников в передаче В. Маяковского, 1922).
Иногда, особенно в стихах, аллитерация – способ соединения, интеграции слов в единый монолит, получения цельности – формальной, но удивительно впечатляющей:
- Леса – лысы. / Леса обезлосели / Леса обезлисели. (В. Хлебников).
- Говорила им горилла, приговаривала (Корней Чуковский).
Возможные варианты объяснения:
Всего 1+2 (1+1)=3 балла

1.2.
а) Потворствовать: потакать, попустительствовать, давать поблажку.
б) Отлукавиться: хитрить, лениться, отлынивать.
в) Согласный: послушный.
г) Живот: животное.
Всего 1+1+1+1=4 балла

1.3.
Ему было страшно – слово категории состояния.
Ему было страшно интересно – наречие.
Выражение его лица было страшно – краткое прилагательное.
Всего 1+1+1=3 балла

1.4.
Данные слова делятся на словообразовательные типы:
q производные от существительных при помощи суффикса –иц со значением уменьшительности: рощица, лужица, книжица;
q производные от существительных при помощи суффикса –иц со значением принадлежности к женскому полу: львица, орлица, волчица, медведица;
q производные от прилагательных при помощи –иц со значением носителя признака: тупица, умница, роговица, передовица;
q производные от существительных с суффиксом –ниц со значением предметности: сахарница, мыльница, пепельница, хлебница;
q производные от существительных с суффиксом –ниц со значением женскости: свидетельница, утешительница, победительница.
Всего 1+1+1+1+1=5 баллов

1.5.
Случаи использования инфинитива в роли:
а) определения: Митингующие выступили с требованием увеличить заработную плату. Попытка подготовиться к экзамену за два дня успеха не принесла.  
б) дополнения: Дрессировщик научил тигра прыгать через обруч. Мне захотелось немедленно уехать.
в) обстоятельства: Я пришел поблагодарить вас за помощь. Его пригласили войти. Пообещав вернуться через пару часов, он пропал на целый день. Они отправились в магазин купить чего-нибудь к ужину.  Должно быть объяснение: что повлияло на  определение члена предложения (вопрос, смысл и т.д.).
Всего: 3+3+3=9 баллов
1.6.
1. Слагаются навзрыд – вид связи – примыкание, грамм. значение – глаг. и его признак, (глаг.) + (нареч.).
2. Слагаются случайней – вид связи – примыкание, грамм. значение – глаг. и его признак, (глаг.) + (нареч.).
3. Слагаются вернее – вид связи – примыкание, грамм. значение – глаг. и его признак, ( глаг.) + (нареч.).
Всего 2+2+2=6 баллов

2.1.
Существительное моль относится к 3 склонению, существительное муха – к 1 – различаются падежной парадигмой (5 баллов). Кроме того, форма единственного числа моль употребляется в значении собирательности – множественности – неопределенно-количественном. Ср. Пальто побито молью. Зерновая моль погубила запасы крупы. (5 баллов)
Всего 5+5=10 баллов

2.2.
1. В данном тексте отчетливо проявляются черты официально-делового стиля. (2 балла)
2. Жанр данного текста — инструкция. (2 балла)
3. Задача текста — сообщить точные сведения, имеющие практическое значение, дать точные рекомендации, указания. (2 балла)
4. Высказывание официальное, точное, бесстрастное (без выражения эмоций). (2 балла)
5. Языковые особенности текста:
а) широкое использование терминологии (курсор, пиктограмма, системное меню, клавиатура, команда); (2 балла)
б) употребление отглагольных существительных открытие, управление, ввод, комбинация вместо глаголов открыть, управлять, ввести, комбинировать; (2 балла)
в) употребление отыменных предлогов (с помощью комбинации, путем ввода); (2 балла)
г) употребление специфических оборотов официальной речи (имеется в наличии); (2 балла)
д) в предложениях преимущественно прямой порядок слов; (2 балла)
е) сказуемые выражаются возвратными глаголами (меню вызывается, команды выбираются), страдательными причастиями в краткой форме (стандартизованы) (2 балла).
Всего: 2+2+2+2+2+2+2+2+2+2=20 баллов



ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН И МЕТОДИКИ ИХ ПРЕПОДАВАНИЯ
ОТДЕЛ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

КЛЮЧИ И ОБРАЗЦЫ ОТВЕТОВ К ЗАДАНИЯМ
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПА
РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
2016-2017 учебный год
9 класс
1.1.
Паронимы – это похожие между собой по звучанию слова, но различные по значению (2 б.).
Пример: абонемент — абонент, экономический — экономичный — экономный, проект — прожект.(1 б.)
Всего 2+1=3 балла.

1.2.
В слове воск четыре звука: [в], [о'], [с], [к].
1.        Звук [в] встречается в данной пословице 3 раза:
Всякому овощу своё время
(в слове всякому буква в передаёт звук [ф]).
2.        Звук [о'] встречается 2 раза:
Всякому овощу своё время (ё=[йо'])
(буква о в словах всякому и своё, а также во втором слоге слова овощу передаёт другой звук);
3.        Звук [с] встречается 1 раз в слове своё (в слове всякому буква с передаёт мягкий звук [с']);
4.        Звук [к] встречается 1 раз в слове всякому.
Всего 4*2б.(1+1)=8 баллов.
За указанное правильно количество звуков – 4 балла, за правильное пояснение – 4 балла.

1.3. Возможны 2 разновидности: а) эмоциональная окрашенность, б) нейтральное (2 б.): 1) сообщение факта, 2) необходимость получения информации (вопросительное), 3) значение размышления (многоточие).(3*1 б.=3 б.)
Всего: 2+3 = 5 балов

1.4.
Комический эффект фразы обусловлен использованием многозначных слов. Так создаются каламбуры. Возмущённый покупатель потребовал у продавца самую жалобную книгу, какая только имелась в их магазине. Жалобный – 1) вызывающий страдание, печаль, грусть, тоску; 2) выражающий недовольство.
В словосочетании «жалобная книга» прилагательное «жалобная» является относительным, а следовательно, образование степени сравнения невозможно. Попытка автора употребить это прилагательное в превосходной степени приводит к комическому эффекту («самую жалобную книгу»).

Всего 3 балла
1.5.
С семьюдесятью восемью (восьмью) тысячами четырьмястами девяноста восемью (восьмью)
Всего 3 балла
1.6.
Далёко от тебя, о родина святая,
Уж целый год я жил в краях страны чужой
И часто о тебе грустил, воспоминая
Покой и счастие, минувшее с тобой.
И вот в стране зимы, болот, снегов глубоких,
Где, так же одинок, и я печально жил,
Я сохранил в душе остаток чувств высоких,
К тебе всю прежнюю любовь я сохранил. 4 балла
О родина святая – обращение с частицей О; воспоминая покой и счастие – обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом; минувшее с тобой – обособленное определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова; зимы, болот, снегов глубоких – однородные члены предложения, не соединённые союзами; Где и я печально жил – придаточное предложение; так же одинок – уточнение; Я сохранил в душе остаток чувств высоких, К тебе всю прежнюю любовь я сохранил – запятая отделила части бессоюзного сложного предложения.
Однокоренные слова: воспоминая – минувшее; формы одного и того же слова: от тебя – о тебе, с тобой, к тебе; страны – в стране. 8*0,5=4 балла
Так же одинокпридаточное предложение (ср. когда я был так же одинок)

Всего 8 баллов
2.1.
Поскольку в первоначальном документе употреблялись глаголы в форме 1-го лица, это могло быть заявление или жалоба: Я, Соколов В. В., прошу разобраться в сложившейся ситуации… (5 б.)
Если формы 1-го лица в тексте заменяются на формы 3-го лица, значит, документ становится служебной запиской, отношением, докладом и т.п.: Господин Соколов В. В. обратился с просьбой разобраться в сложившейся ситуации…(5 б.)
Всего 10 баллов

2.2.
1. Тема природы. (2 балла)
2. Художественный стиль, так как это фрагмент из художественного произведения, отличающегося образностью, наличием изобразительно-выразительных средств: олицетворения («солнце опускается, бросает»), эпитетов («тёплых лучей», «огненной полосой», «последний луч», «тонкая игла», « сухой сучок»), метафор («лучи  прорезываются огненной полосой», «обливая золотом», «луч вонзился»). Эмоционально-выразительные средства создают эмоционально-экспрессивную тональность. (4 балла)
Тип речи – повествование с элементами описания. (2 балла)
3. 1 предложение: обливая – особая форма глагола – деепричастие; 3 предложение: точно – союз, сучок – имя существительное. (2 балла)
4. Неопределённые местоимения с приставкой кое- и суффиксами -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис. (2 балла)
5. Слово чуть-чуть образовано сложением целых слов; огненный образовано от слова огонь суффиксальным способом; словообразовательная морфема – суффикс -енн-. (2 балла)
6. Управление (опускалось за лес), согласование (последний луч). (2 балла)
7. Во втором (как тонкая игла). (1 балл)
8. 3-е предложение – сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной, сложноподчинённой и сложносочинённой. (3 балла)
Всего: 2+4+2+2+2+2+2+1+3=20 балов



ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН И МЕТОДИКИ ИХ ПРЕПОДАВАНИЯ
ОТДЕЛ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

КЛЮЧИ И ОБРАЗЦЫ ОТВЕТОВ К ЗАДАНИЯМ
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПА
РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
2016-2017 учебный год
10 класс
1.1.
И (союз) чем (часть двойного союза – чем – тем) случайней (нар.), тем (союз) вернее (нар.) слагаются (глаг.) стихи (сущ.) навзрыд (нар.).
Всего: 8*0,25 б. = 2 балла
1.2.
Изобразительно-выразительные средства языка в стихотворении: Лексический и синтаксический повтор (1,5 б.):
- повтор слова: мело, мело…
- повтор строки – рефрен (от франц. – повтор):
Многообразие повторов создаёт картину мира, где царит непогода. Но гармония света, тепла побеждает хаос.
Развернутое сравнение (075 б.):
Как летом роем мошкара
летит на пламя…
Олицетворение (075 б.):
Слетались хлопья со двора
К оконной раме…
Метафора (075 б.):
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы…
Контекстуальные синонимы (075 б.): по всей земле – во все пределы.
Ассонанс (075 б.): [э] – [о] и аллитерация (075 б.): [м], [л, [р].
Всего: 8*0,75 б.=6 баллов.

1.3.
Преобразование состоит в том, что, если на стыке морфем получается 3 одинаковых согласных подряд, одна из них выкидывается. Такое преобразование произошло в следующих словах из условия: рассо- риться ← рас + ссориться, колонный ← колонн-(а) + -н-ый, ванная ← ванн-(а) + -н-ая, одесский ← Одесс-(а) + -ск-ий. Это преобразование является частным случаем наложения морфем. Остальные слова образованы простым соединением морфем.
Всего 1+1+1+1=4 балла.
1.4.
Мне снилась снова ты, в цветах, на шумной сцене,
Безумная, как страсть, спокойная, как сон,
А я, повергнутый, склонял свои колени
И думал: «Счастье там, я снова покорен!»
А. Блок
Без ошибок, с объяснением – 7 баллов
1 ошибка снижает балл ( – 1).

1.5.
Оцениваем придуманные с фразеологизмами предложения, источники фразеологизмов, их толкование:
нищие духом – лишенный внутренних интересов, духовно опустошенный (1 балл);
блудный сын – о том, кто раскаялся и вернулся к прежнему после постигших его неудач (1 балл);
ничтоже сумняшеся – ничуть не сомневаясь, не колеблясь(1 балл);
нет пророка в своём отечестве – о верных суждениях, которые среди своих часто оказываются неоцененными (1 балл);
влить молодое вино в старые мехи – обновиться, воспрянуть духом под чьим-то влиянием (1 балл);
Все эти фразеологизмы библейского происхождения (из притчи), имеют книжную стилистическую характеристику (1 балл).
Всего 6 баллов
1.6.
         Ответ: 1-Е, 2-Д, 3-В, 4-А, 5-Б.
Всего: 1+1+1+1+1=5 баллов
2.1.
В каждом из этих слов две морфемы приходятся на корни сложного слова, третья формирует нулевое окончание. Нулевое окончание следует выделять потому, что мы имеем дело со значимым отсутствием морфемы. «Материальный» носитель (грамматического) значения отсутствует, тогда как само это значение (им. п. ед. ч.) наличествует. Соответственно — это третья морфема.
Интерфикс (соединительная гласная) -о-, напротив, имеет материальное выражение, но не передаёт ни лексического, ни грамматического значения. Поэтому он морфемой в строгом смысле не является, хотя некоторые исследователи считают, что интерфикс выражает
значение совместности и поэтому является самостоятельной морфемой.
Однако в упомянутых словах может быть выделена ещё одна морфема – нулевой суффикс.
Все перечисленные словосочетания представляют собой отглагольные образования: паровоз ‘то, что возит паром’, самолёт ‘то, что само собой летает’, луноход ‘то, что ходит по Луне’.
Однако ни одна из перечисленных выше морфем не передаёт значение деятеля. Поэтому ряд исследователей склоняется к мысли о выделении здесь нулевого суффикса деятеля.
Итак: 5 морфем: два корня + интерфикс + нулевой суффикс + (нулевое) окончание. 4 – те же, но без интерфикса (или нулевого суффикса), 3 –два корня +нулевое окончание.
Полный ответ – 10 баллов
Неполный ответ (от 50 %) – 6 баллов
Частичный ответ – 3 балла

2.2.
1.Стиль речи – публицистический. (2 балла)
2. Тип речи – рассуждение-размышление. (2 балла)
3. Жанр – проблемная статья. (Текст написан с целью привлечения внимания читателя, чтобы заставить его откликнуться на проблему). (2 балла)
4. Тема текста – стремление человека быть счастливым. (2 балла)
Микротемы:
а) соотношение внутренних и внешних атрибутов счастья;
б) поиск "золотой середины", стремление к гармонии.
5. Концепт (идея) – счастье состоит не только и не столько в материальных атрибутах: чтобы быть счастливым, надо постоянно работать над собой. (2 балла)
6. Основные проблемы: проблема счастья, в чём оно заключается; кто или что может сделать человека счастливым? (2 балла)
7. Лексические особенности текста: широкое использование общественно-политической лексики, а также лексики, обозначающей понятия морали, этики (естественная потребность; изрекаю истины, вступать в битву). (2 балла)
8. Средства эмоциональной выразительности текста.
Эпитеты: удобная квартира, душевными невзгодами, честный малый. Метафоры: сердцевина счастья, недостатки жизни.
Использование цитат, юмора (второй абзац).
Сочетание в одном тексте книжных и разговорных средств: изрекаю истины,  естественная потребность - честный малый, сердцевина.)
Прямые обращения к собеседнику: нельзя ждать, что кто-то…, надо вступать в битву…
Инверсия: Кроется ли она…
Экспрессивный повтор отдельных слов или синтаксических конструкций (первый абзац). (3 балла)  
9. Синтаксические особенности текста: широкое использование побудительных, восклицательных, вопросительных предложений. Использование предложений с однородными членами (первый абзац).
В предложениях в роли сказуемого часто выступают глаголы в форме повелительного наклонения  надо вступать, вникай…).
Использование синтаксических  конструкций   с разными видами связи.
Использование существительного в родительном падеже в роли несогласованных определений: сердцевина счастья, недостатки жизни…(3 балла)
Всего: 2+2+2+2+2+2+2+3+3=20

ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН И МЕТОДИКИ ИХ ПРЕПОДАВАНИЯ
ОТДЕЛ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

КЛЮЧИ И ОБРАЗЦЫ ОТВЕТОВ К ЗАДАНИЯМ
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПА
РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
2016-2017 учебный год
11 класс
1.1.
Составьте словосочетания с приведенными ниже словами-паронимами.
Абонент телефонной сети – абонемент в театр.
Косный образ жизни – костная ткань.
Глиняный  кувшин – глинистый минерал или грунт.
Всего: 1+1+1= 3 балла

1.2.
Ланиты – щёки,
десница – правая рука,
длань – ладонь,
очи – глаза,
зело – очень,
пиит – поэт.
Всего: 6*0,5= 3 балла

1.3.
Цветаева посвятила это стихотворение А.А. Блоку. (1 б.)
Пять букв, о которых говорится в стихотворении: Блокъ (Фамилия поэта в 1916 году, которым датировано стихотворение, писалась с Ъ на конце: Блокъ) (1 б.)
«Одним-единственным движением губ» Цветаева называет смыкание губ при произнесении губно-губного звука б. Происходит ещё одно движение губ – их округление и вытягивание из-за гласного о. (1 б.)
В этой фамилии 4 звука: Блок. (1 б.)
Всего: 1+1+1+1= 4 балла

1.4.
Преобразование наблюдаем и в пунктуации. В некоторых предложениях есть запятые, имеющие двойную нагрузку, т.е. они ставятся потому, что закрывают один оборот, а также потому, что открывают другой (или с помощью одной запятой закрываются два оборота) (1 б.). Таким образом, происходит как бы наложение запятых (или слияние двух запятых в одну) (1 б.). Это преобразование представлено в предложении 2 (запятая после слова косо закрывает одновременно деепричастный оборот и придаточное изъяснительное) (1 б.), в предложении 4 (запятая после слова воздух закрывает сравнительный оборот и открывает придаточное причины) (1 б.), в предложении 7 (запятая после слова Незнайка служит для обособления обращения и вводного слова) (1 б.), в предложении 8 (запятая после слова знает ставится по трём причинам: 1) в конце придаточного, начинающегося с союза чтобы; 2) в конце придаточного, начинающегося союзом будто; 3) перед противительным союзом а) (1 б.).
Всего: 1+1+1+1+1+1= 6 баллов
1.5.
Статья 1 – из словаря устаревших (редких и забытых) слов; словарь является незаменимым помощником при чтении произведений русской классической литературы XIX века, других художественных и научных сочинений отдалённых эпох. (Принимается ответ «толковый словарь», поскольку в нем отражена и устаревшая лексика)
Статья 2 – из словаря рифм или созвучий; словарь необходим при  сочинении стихов, рифмованных текстов.
Всего: 2+2= 4 балла
1.6.
1а. И теперь, пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета, — все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше.
(Это расстановка в академическом издании 1977 года, т. 8, с. 306)
17 знаков препинания. По 0,5 б. за правильно употребленный знак. Максимальная оценка –8,5 баллов. Плюс 1,5 балла за объяснение вариантных возможностей.
Всего: 8,5+1,5=10 баллов.

1б. И теперь, пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета; все эти ужасы были, есть и будут, и, оттого что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше.

Вариантные возможности.
- «…и, оттого что пройдет…» – отсутствие запятой объясняется тем, что оттого что – это составной причинный союз, после И ставится на стыке сочинительного и подчинительного союза.
- «…гнета; все…» – постановка точки с запятой возможна, если считать, что у героя это две разные мысли, хотя и связанные между собой (точка с запятой их и соединяет), но все же несколько различные (точка с запятой их одновременно разделяет). Точка с запятой – это «сильная» запятая и  «слабая» точка. В этом варианте отсутствует запятая перед «и что при них», так как 2 однородных придаточных связываются одиночным союзом И.
- тоска 1, такая же 2, пустыня 3, кругом 4, мрак – варианты определяются  трактовкой отношений зависимых слов «такая же» и «кругом» к разным однородным членам.
Всего 10 баллов
2.1.
Анализируя данные слова, замечаем, что
русскому о может соответствовать сербскохорватское о или а,
русским е и ё – сербскохорватское е или а. (1 б.)
Изменяя русские слова или подбирая для них однокоренные, замечаем, что в сербскохорватском слове стоит а, если в соответствующем русском слове – беглый гласный о, е или ё, т. е. такой гласный, который чередуется с нулем звука (сон - сна, лев - льва, пёс - пса). (1 б.)
Если же в русском слове о или е(ё) не беглые, тогда и в сербскохорватском мы находим соответственно о или е (ё в сербскохорватском не встречается). (0,75 б. б.)
Конечному русскому –л после гласной соответствует –о в сербскохорватском (при этом сочетание –оо упрощается в ). (1 б.)
Буква ь в сербскохорватском не используется (это мы понимаем, переводя с сербскохорватского слово раж – рожь и используем, выполняя перевод в обратную сторону: русское ложь – сербскохорватское лаж). (0,75 б.) Итого: 4,5 б.
Теперь можно выполнить контрольные переводы:

мед
-
мёд(ё не беглое, ср. мёда)
лан
-
лён(ср. льна)
болан
-
болен
лаж
-
ложь(ср. лжи)
плела
-
плела
пчела
-
пчела
отац
-
отец
горак
-
горек
во
-
вол
бео
-
бел
раж
-
рожь

Итого: 11*0,5=5,5 б.
Всего: 4,5+5,5=10 баллов

2.2. Анализ средств межфразовой связи в данном описании
В данном абзаце представлена параллельная связь частей: все предложения связаны с первой фразой. Эта фраза завершается ключевыми словами, заявляющими тему описания: бесновался обезьяний джаз. Последующие четыре предложения раскрывают и конкретизируют значение этих лексем, причем каждая из фраз содержит смысловые элементы всех трех ключевых слов. 5 баллов
Главным средством межфразовой связи являются тематические группы слов, обеспечивающие единство текста на лексическом уровне. Группа слов, называющих различные музыкальные инструменты (словоформы: с трубой, в трубы, с гармониями, на роялях, роялей, саксофонов, скрипок, барабанов), развертывает ключевое слово джаз, занимающее в первом предложении позицию подлежащего. Определение обезьяний (джаз) вводит еще одну текстообразующую группу слов – видовых названий обезьян: горилла, орангутанги, шимпанзе, два гамадрила, (в лапах) гиббонов, мандрилов, мартышек. Смысл сказуемого бесновался раскрывается в глагольных формах последующих предложений: приплясывая, дирижировала, дули (в трубы), играли (на роялях), а также в отглагольных существительных, передающих звуковой эффект (в громе и писке и буханьях); в эту же тематическую группу включается и категория состояния со значением слухового восприятия: (этих роялей) не было слышно. 5 баллов
Важную роль играют и грамматические особенности текста: имена существительные в трех последних фразах употребляются исключительно в форме множественного числа, что укрепляет параллелизм конструкций и одновременно усиливает воздействие создаваемой художником фантастической картины на читателя: множество обезьян, множество инструментов и множество оглушительных звуков. Налицо также и единство видо-временного плана предложений, составляющих фрагмент текста: все глаголы – несовершенного вида, в формах прошедшего времени, обозначают параллельно происходящие действия (прошедшее описательное).
Наконец, обстоятельства места и времени, с которых начинается первое предложение (На эстраде, за тюльпанами, где играл оркестр короля вальсов, теперь…), относятся по смыслу ко всем последующим фразам, что характерно для текстов с параллельной связью: это значительно усиливает связь частей данного описания. 10 баллов
Всего: 5+5+10=20 баллов


Комментариев нет:

Отправить комментарий