Готовимся к новому учебному году

понедельник, 9 января 2017 г.

Рекомендации: Республиканская олимпиада по русскому языку

ГОТОВИМСЯ К РЕСПУБЛИКАНСКОМУ ЭТАПУ ОЛИМПИАДЫ
ЮНЫХ ФИЛОЛОГОВ
Филология сближает человечество…
Это высшая форма гуманитарного образования,
она (филология) в основе всей человеческой культуры.
Д.С. Лихачев
21 января 2017 года стартует заключительный этап Республиканской олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики 2016-2017 учебного года. Первыми в интеллектуальных соревнованиях примут участие юные филологи.

146 обучающихся 7-11 классов из всех городов и районов Донецкой Народной Республики будут выполнять разноуровневые задания, чтобы продемонстрировать свои лингвистические знания и получить титул лучшего знатока русского языка этого учебного года, а также звание «Лучший оратор Республики-2017» среди участников из своей параллели.
Олимпиада предоставляет уникальную возможность ребятам из разных уголков Республики проверить свои знания русского языка как учебного предмета и как науки, продемонстрировать умение решать лингвистические задачи, выполнять лингвистический, стилистический, пунктуационный и комплексный анализ текста, произносить ораторскую речь, выявить творческие способности, а некоторым школьникам определиться с выбором будущей профессии.
Донецк – город, обладающий уникальной образовательной, культурной и языковой средой, ждёт умных, эрудированных, талантливых и целеустремлённых ребят, которые знают и любят русский язык!
В этом учебном году впервые интеллектуальные соревнования юных филологов разделены на две олимпиады: по русскому языку и литературе. Олимпиадников ждёт новый формат участия в соревнованиях и новый тип заданий.
В первом уровне обучающимся будут предложены задания из разных разделов языкознания: фонетики, лексики, фразеологии, словообразования, орфографии, морфологии, синтаксиса и пунктуации, стилистики и культуры речи; они проверят уровень лингвистической подготовки школьников.
Второй уровень – соревнование на лучшее умение анализировать средства межфразовой связи и тексты разных стилей, типов и жанров, а также решать лингвистические задачи (лингвистическая задача — задача, для решения которой не требуется владение языком задачи (все материалы, существенные для решения, есть в условии). Л.з. бывают разных видов и типов. Довольно часто это задачи на перевод текста с/на незнакомый язык и установление соответствий между словами. Для решения задачи не нужно никаких дополнительных знаний, кроме владения языком, на котором сформулировано условие задачи). С образцами таких задач и их решением можно ознакомиться на блоге отдела русского языка и литературы http://kabruss.blogspot.com на страницах «Олимпиада» и «Для юных филологов»
Третий уровень – творческое задание. Школьникам будет предложено написать сочинение (например, в жанре эссе) на одну из предложенных тем, в том числе лингвистическую, а также нравственно-этического содержания. В ходе написания творческой работы юные филологи должны продемонстрировать не только знание темы, умение рассуждать, аргументированно обосновывать свою точку зрения, но и показать свой круг чтения, уровень образованности и общей культуры.
Рекомендуем участникам сначала внимательно прочитать формулировку темы. В каждой теме есть главное, стержневое слово. Теперь пришло время задуматься: что можно или что хочется сказать на данную тему? Можно привлечь личный опыт, и тогда школьник точно начнёт писать свои собственные мысли – а это то, что нужно для успешного выполнения задания. Обязательно нужно составить план работы: определить проблему, обозначить свою позицию, обосновать свою правоту, сформировать выводы. Еще лучше, если обучающийся сумеет создать конфликт и попробует поспорить с самим собой на страницах своего сочинения. В свою очередь, примеры из литературы, которую проходят в школе, должны иллюстрировать мысли школьника, делая их образными и убедительными. В выводах обязательно должно содержаться сравнение главной мысли с тем, что было заложено в формулировке темы. Что касается тематических направлений, то необходимо привести в пример некоторые литературные произведения, которыми можно иллюстрировать свое видение проблемы. А ещё: нужно не забыть проверить ошибки.
С целью качественной подготовки к участию в интеллектуальных соревнованиях заключительного этапа Республиканской олимпиады по русскому языку рекомендуем повторить с учащимися следующие темы и вопросы:
7 класс – акцентологию, орфографию, словообразование, морфемику, явление синонимии;
8 класс – орфографию, морфологию (наречия, инфинитив и др.), словообразование, словосочетание, явление синонимии, стили речи;
9 класс – фонетику, морфологию (числительные и др.), синтаксис и пунктуацию, фигуры речи, стили речи, типы и жанры;
10 класс – фразеологию, словообразование, морфемику. морфологию, орфографию, пунктуацию, изобразительно-выразительные средства языка, типы словарей;
11 класс – фонетику, лексикологию, пунктуацию, средства межфразовой связи, историю языка, типы словарей.
Четвёртый уровень – конкурс ораторского мастерства. Круг тем этого тура – вопросы нравственно-этических норм, духовно-эстетические проблемы, слово, язык, книга, чтение…и т. д.
При подготовке к этому виду соревнований рекомендуем ознакомиться с алгоритмом устного выступления: представление (номер шифра, например, 105), указание названия темы выступления, формулировка цели выступления, изложение содержания по чёткой структуре и с учётом хронометража. Не следует забывать о лингвистической культуре и мастерстве речи, а также о контакте оратора и аудитории (без излишней театрализации).
Место проведения олимпиады: МОУ «Школа №3 города Донецка» (директор Ищенко О.О.). Адрес: г. Донецк, ул. Трамвайная, дом 36.
Торжественное открытиев 9.30. В 10.00 участники олимпиады приступят к выполнению заданий.
С итогами заключительного этапа олимпиады юных филологов можно будет ознакомиться на блоге отдела русского языка и литературы на странице «Олимпиада» http://kabruss.blogspot.com/2015/12/iii.html#more после проверки работ участников членами жюри.
С полным списком приглашённых на заключительный этап Республиканской олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций ДНР по русскому языку можно ознакомиться на блоге отдела русского языка и литературы (страница «Олимпиада»).

Желаем участникам филологических соревнований творческого вдохновения, отличного настроения, блеска ораторских речей и отличных результатов! А членам жюри – радости открытий, удовольствия от проверки грамотных, неординарных, искрящихся красотой русского слова творческих работ. Поистине, «нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения» (К. Паустовский)
С приказом МОН ДНР можно ознакомиться здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий