Готовимся к новому учебному году

пятница, 28 апреля 2017 г.

Основное ритмическое движение в русском стихе

РИТМ И ДРУГОЙ РИТМ
Принято считать, что в русском стихе основное ритмическое движение создается расположением схемных и сверхсхемных ударений, тогда как различные словораздельные вариации (расположение границ между словами внутри стиха) носят вспомогательный характер. Крупнейший отечественный стиховед XX века М. Л. Гаспаров писал об этом так: «…обычно поэты обращают главное внимание на ритм ударений, а в ритме словоразделов следуют естественным тенденциям языка, стараясь лишь, чтобы расположение их было не слишком однообразно и не делало стих монотонным» (Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890-х —1925-го годов в комментариях. М., 1993. С. 97).

Но вот перед нами известное стихотворение К. К. Случевского «Пред великою толпою...», написанное четырехстопным хореем. Мы видим, что принципы расположения ударений (буквы Д, Ж или М в соответствующих ячейках) остаются на всем протяжении текста практически неизменны. Однако любому прочитавшему стихотворение очевидно, что две его части резко противопоставлены по своему звучанию. Это противопоставление, соответствующее данной в тексте на тематическом уровне оппозиции мелодической плавности, гармонии, с одной стороны, и резкого дисгармонического ритма, с другой, становится возможным именно благодаря словоразделам (обозначения на схеме: М — мужской словораздел, ударный слог в слове последний; Ж — женский словораздел, ударный слог в слове предпоследний; Д — дактилический словораздел, ударный слог в слове предпредпоследний).
В двух первых четверостишиях из 13 внутренних словоразделов нет ни одного мужского. В двух заключительных четверостишиях из 14 внутренних словоразделов — 9 мужских.

Комментариев нет:

Отправить комментарий