Готовимся к новому учебному году

вторник, 27 ноября 2018 г.

Готовимся к олимпиаде по литературе

Культурологический анализ. 

Культурологический подход к изучению художественного текста. Художественное произведение как феноменом культуры.

 Анализ-интерпретация художественного произведения.
 Важнейшим аспектом культурологического подхода является герменевтический анализ, связанный с исследованием понимания как универсальной характеристики любой человеческой деятельности: коммуникативной, практической и познавательной, как особого ментального процесса, охватывающего извлечение смысла из текста и рефлексирование над ним.



Анализ произведения (от греч. ἀνάλυσις — разложение, расчленение) — один из методов искусствоведения, предполагающий переход от стихийно-целостного, непосредственного восприятия художественного произведения к мыслит. вычленению отдельных его уровней и частей (метод исследования объектов путём выделения и рассмотрения их отдельных частей).

Интерпретация (от лат.  interpretatio  - истолкование, разъяснение): 1) общенаучный метод с фиксированными правилами перевода формальных символов и понятий на язык содержательного знания; 2) в гуманитарном знании - истолкование текстов, смыслополагающая и смыслосчитывающая операции, изучаемые в семантике и эпистемологии понимания; 3) способ бытия на основе понимания.
 Анализ художественного произведения, основываясь на знании исследователем (учеником) его контекстов, замысла автора и его мировоззрения, на знании жанровой традиции и законов поэтики той или иной эпохи, того или иного литературного направления, всегда есть логическое, абстрактное «расчленение» известного на составляющие его элементы и уровни с целью выявления законов создания целого. Напротив, интерпретация всегда исходит из «не-знания», «не-понимания» и из желания понять: текст и произведение в целом предстают как некоторая тайна, загадка, то, в сущность чего следует проникнуть, чтобы постигнуть некий важный, личностно значимый для автора и читателя смысл.
 Задача анализа-интерпретации художественного текста – извлечь максимум заложенных в нем мыслей и чувств художника. Другими словами, на первый план выходит задача освоения глубинной сущности художественного текста как произведения искусства. В таком случае высокая культура восприятия художественного текста, интерпретация которого вызывает наибольшие трудности, предполагает умение уловить сложную структуру его смысловой информации, особенно его внутреннюю организацию, которая скрыта. Именно умение проникнуть в глубины многоплановой структуры художественного произведения, способность обнаружить его подтекстовую сущность являются показателями языковой компетенции, высокой культуры восприятия художественного текста.

Процесс создания интерпретации, начинающийся на этапе первичного восприятия произведения, самостоятельного или под руководством учителя, продолжается при вторичном или многократном прочтении. Таким образом, можно говорить о вариативности и множественности интерпретаций как в случае индивидуальной, так и в случае групповой работы с текстом. Кроме того, на интерпретацию произведения оказывают влияние следующие аспекты:
- жанрово-родовая специфика текста; 
- изобразительно-выразительные средства; 
- стилевые особенности художественного текста;

- композиционное решение художественного текста.
 Например, учащимся можно предложить выполнить такие задания. Изучая тему «Живопись эпохи Возрождения», педагог предлагает ученикам познакомиться с одним из произведений живописи Леонардо да Винчи или Рафаэля Санти. Дети анализируют картину или фреску живописцев эпохи Высокого Возрождения, используя следующий алгоритм анализа произведения (учитель пока не оглашает название картины).
 Алгоритм анализа произведений живописи
 Сведения об авторе. Какое место занимает это произведение в его творчестве?
Принадлежность к художественной эпохе.
Жанровая принадлежность.
Особенности сюжета картины. Причины написания картины. Поиск ответа на вопрос: донес ли автор свой замысел до зрителя?
Особенности композиции картины.
Основные средства художественного образа: колорит, рисунок, фактура, светотень, манера письма.
Какое впечатление оказало это произведение искусства на ваши чувства и настроение?
Какие ассоциации вызывает художественный образ и почему?
Где находится данное произведение искусства?
Следующий этап — анализ-интерпретация картины. Учитель предлагает детям ответить на вопросы, воспользовавшись другой схемой анализа (но это уже не только анализ; выполняя второй этап задания, дети учатся интерпретировать произведение искусства — выполняют главное герменевтическое условие: основной герменевтической процедурой является не перемещение, а применение). Педагог предлагает детям воспользоваться другой схемой анализа-интерпретации художественного текста.
Алгоритм анализа произведения живописи (автор – А. Мелик-Пашаев)
Главным условием работы по данному алгоритму является тот факт, что название картины не должно быть известно тем, кто выполняет работу.
 Как бы Вы назвали эту картину?
Нравится Вам картина или нет? (Ответ должен быть неоднозначным).
Расскажите об этой картине так, чтобы человек, который её не знает, мог составить о ней представление.
Какие чувства вызывает у Вас эта картина?
Что, по Вашему мнению, автор «хотел сказать» этой картиной? Какова её главная мысль, «зачем» он её написал?
Что сделал автор для того, чтобы мы поняли его замысел? Какими средствами он этого достиг?
Не хотите ли добавить или изменить что-то в Вашем ответе на первый вопрос?
Вернитесь к ответу на второй вопрос. Осталась ли Ваша оценка прежней или изменилась? Почему Вы так теперь оцениваете эту картину?
Третий этап анализа и интерпретации картины — анализ-интерпретация произведения как произведения искусства эпохи Возрождения (культурологический анализ), вычленение стилевых особенностей картины или фрески, попытка понять произведение как культурный феномен.
Дети подготовили домашнее задание — сообщения о живописи эпохи Возрождения. Ученики утверждают, что для того, чтобы анализировать и интерпретировать картины эпохи Возрождения, необходимо знать, что:
а) термин «Renissance» (Возрождение) был введен мыслителем и художником самой эпохи Джорджо Вазари («Жизнеописание знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»). Так он назвал время с 1250 по 1550 годов. С его точки зрения это было время возрождения античности. Для Вазари античность предстает идеальным образом. В дальнейшем содержание термина эволюционировало. Возрождение стало означать эмансипацию науки и искусства от богословия, охлаждение к христианской этике, зарождение национальных литератур, стремление человека к свободе от ограничений католической церкви. То есть Возрождение, в сущности, стало означать гуманизм (гумани́зм (от лат. humanitas — человечность, humanus — человечный, homo — человек). Основной идеей ренессансных гуманистов было улучшение человеческой природы через изучение античной литературы;
б) высшая ценность для художника эпохи Возрождения — человек, а идеал искусства Ренессанса — свободный, прекрасный, гармонично развитый человек, стремящийся познать мир. Человеку открывается красота земного пространства и ценность реального времени его земной жизни, Мироздание в целом представляется человеку Возрождения гармоничным, и в центре его стоит высшее творение природы – он сам, человек. Культура Ренессанса проникнута жизнерадостным настроением, ощущением красоты бытия и пониманием своего места в этом мире;
в) средневековая вертикаль сменяется горизонталью, знаменующей безграничность земных просторов вечное существование человеческого рода (человек будет жить и после смерти — в своих потомках, в человечестве);
г) средневековый теоцентризм сменяется антропоцентризмом (человек - центр Вселенной и «венец творения»). Бог становится ближе к человеку. Он мыслится пантеистически (бог слит с миром, он одухотворяет мир). Поэтому-то мир и влечет человека. Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной из главных мировоззренческих задач эпохи Возрождения; 
д) в эпоху Ренессанса утверждается вера в свободное развитие человеческой личности, в освобождение от стесняющей человека опеки церкви и религии, а интерес к человеческой личности приводит к тому, что на смену средневековой анонимности приходит индивидуальное авторское творчество;
е) в это время возрастает опора на народную культуру;
ж) переход к новому восприятию мира и человека способствовал коренным преобразованиям в искусстве. По-новому ощущать мир значит по-новому его видеть. В течение нескольких десятилетий изменилась вся изобразительная система искусства, складывавшаяся веками. Средневековые художники изображали не вещи, а их знаки, условные образы. Средневековье выработало свой метод художественного истолкования мира. Предметы в нем рассматривались изолированно друг от друга, последовательно. Точка взгляда при переходе к другому предмету часто менялась. В эпоху Возрождения изменилась ориентация искусства. Новое искусство живописи включало три основных представления:
- события, изображаемые на картине, разделялись на два плана: передний и задний, с постепенным заполнением их в дальнейшем промежуточными планами;
- размеры тел, яркость тона и отчетливость фигур и границ уменьшаются по мере удаления тел на расстояние;
- зрительные лучи и живописное пространство сходятся в одну точку, которая в ренессансной живописи " обычно совпадает с центром рамы и сюжета.
Эти основные требования к перспективе были сформулированы Леонардо да Винчи в его знаменитой «Книге о живописи».
Школьники прослушали сообщения одноклассников. Учитель просит детей ещё раз посмотреть на картину Леонардо да Винчи или Рафаэля Санти и определить, как в художественных произведениях отражён культурный код эпохи Возрождения. Затем учитель и дети определяют, чем оличаются средневековые иконы от картин  Джотто ди Бондоне, Леонардо да Винчи и других великих мастеров эпохи Возрождения (на этом этапе анализа-интерпретации произведений искусства можно дать определение прямой перспективы, обратить внимание учащихся на то, что трехмерность мира и его сходимость в точку бесконечности, то, что нам кажется очевидным и естественным, стало восприниматься в живописи лишь в эпоху Возрождения. Потребовалось не одно десятилетие, пока глаз освоился с новым видением в прямой перспективе). В конце урока можно предложить детям выполнить такое задание — создать коллаж «Мир глазами художника эпохи Возрождения» (или «Мир и человек в живописи эпохи Возрождения», или «Стилевые черты живописи эпохи Возрождения»). Это даст ученикам возможность интерпретировать художественный текст, опираясь на своё собственное восприятие и понимание произведения искусства («интерпретировать - значит, понимать по-своему»), а также создать свой собственный текст-интерпретацию (коллаж). На основе интерпретации мы можем оценить степень и глубину понимания произведения искусства учеником.
Ещё одна разновидность анализа-интерпретации — анализ-интерпретация с учётом методики стилевого анализа. Сначала изучить с учащимися стилевые черты того или иного направления в искусстве. А затем, применяя полученные знания, анализировать и интерпретировать художественный текст. Например, сообщить детям, что родина барокко – Италия ; сам термин происходит от итальянского слова barocco, что буквально обозначает «странный, причудливый», хотя некоторые исследователи объясняют происхождения термина, исходя из португальского perrola barroca (жемчужина неправильной формы). Рассказать ребятам о том, что этот стиль возник в середине шестнадцатого столетия, и очень скоро барокко распространилось за пределами Италии – во Франции, Германии, Швейцарии, Фландрии. Своеобразное национальное проявление барокко мы находим в таких городах, как Прага, Вена, Краков. Барокко отличает подвижность и текучесть форм, театрализация и фееричность действия, гротеск и перегруженность декоративными элементами, пристрастие к самодовлеющим деталям, вычурным сравнениям, метафорам и гиперболам.
Следующий этап анализа-интерпретации — анализ-интерпретация картины Диего Веласкеса «Менины» как произведения эпохи барокко («картины в картине»), зашифрованный смысл которого знатоки искусства пытаются разгадать уже более трех веков.
Преподавателю художественной культуры, литературы, изобразительного искусства, музыки необходимо научить детей анализировать и интерпретировать произведение искусства, рассматривая разные аспекты произведения и пользуясь разными приёмами и методами анализа- интерпретации.
 Виды искусства.
В современной искусствоведческой литературе сложились определенная схема и система классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны. Наиболее распространенной схемой является его деление на три группы.
В первую - входят пространственные или пластические виды искусств. Для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа - изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, архитектура, фотография.
Ко второй группе относятся временные или динамические виды искусств. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция — музыка.
Третью группу представляют пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами - хореография, литература, театральное искусство, киноискусство.
Специфика культурологического анализа произведений одного вида искусства и разных видов искусства.
Культурологический подход в изучении различных явлений художественной культуры предполагает попытку реконструирования особенностей мировосприятия человека той или иной эпохи, культуры (попытку воссоздать картину мира).
Примеры:
- Софийский собор в Киеве — сравнение реконструкции первоначального облика собора и облика отреставрированного собора (архитектура Киевской Руси и эпоха барокко);
- сравнение базилики и крестово-купольного храма (сформировавшийся в Византии и в странах христианского востока в V—VIII веках), византийский канон в культуре Киевской Руси;
- музыка эпохи классицизма в Западной Европе (венские классики: Франц Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен (Бетховен — классицизм, романтизм), Венская классическая школа, её влияние на развитие музыкального искусства в России;
- роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и опера П.И.Чайковского;
- живопись импрессионистов и  музыкальное наследие Клода Дебюсси;
- «Послеполуденный отдых фавна»: эклога Стефана Малларме, симфоническая поэма прелюдия к «Послеполуденному отдыху фавна» Клода Дебюсси, балет Вацлава Нижинского, декорации и костюмы создал Леона Бакста (эпоха модернизма как художественно-эстетическая система, как культурное явление).
 В 1886 году Клод Дебюсси прочитал эклогу поэта-символиста С. Малларме (1842—1898) «Послеполуденный отдых фавна», написанную в течение 1865—1866 годов (опубликованную в 1876 году) для знаменитого драматического актера Коклена-старшего. Декламация должна была сопровождаться танцами. В 1892 году Дебюсси решил написать симфоническое произведение по этой эклоге. Первоначальный план включал в себя три номера: прелюдию, интерлюдию и финал, однако, закончив два года спустя (1894) прелюдию, композитор решил, что она полностью исчерпывает замысел. В том же году состоялась премьера, которая принесла Дебюсси первый настоящий успех.
Спустя несколько лет на это сочинение Дебюсси обратил внимание организатор Русских сезонов в Париже С. Дягилев, который стремился пополнить репертуар своей труппы. В нем уже были такие произведения, как «Павильон Армиды» Черепнина, «Клеопатра» («Египетские ночи») Аренского, «Жар-птица» и «Петрушка» Стравинского. С организацией на основе Русских сезонов Русской балетной труппы Дягилева в 1911 году вопрос нового оригинального репертуара встал еще острее. Было решено поставить «Послеполуденный отдых фавна». Хореографическое воплощение взял на себя выдающийся танцовщик Вацлав Нижинский (1889, по другим данным 1890—1950), дебютировавший этим спектаклем как балетмейстер.
Фрагмент урока (беседы по теме «Готика»).
Учитель: «Юрий Михайлович Лотман в своей статье «О природе искусства» писал: «Искусство — это самая сложная машина, которую когда-нибудь создавал человек. Хотите — называйте его машиной, хотите — организмом, жизнью, но всё равно это нечто саморазвивающееся. И мы находимся внутри этого развивающегося. Как и в языке. Человек погружен в язык, и язык реализуется через человека. Человек создаёт язык, и язык как коллективная система постоянно взаимодействует с индивидуальным говорящим. Минимальной единицей для появления новых смыслов являются три проявления: Я, другой человек и семиотическая среда вокруг нас (нечто вроде Троицы!)».
Давайте и мы поговорим сегодня о языке искусства, о средневековой картине мира, о языке готической архитектуры.
 
А средневековое мышление и деятельность человека, живущего в эпоху, которую мы привычно называем термином «Средние века» (лат. medium ævum - средние века), подчинено размышлению о Боге. Бог — центр всей интеллектуальной деятельности средневекового человека. Кто-то сказал, что в средние века философия являлась служанкой богословия (Philosophia est ancilla theologiae (лат.)). Правда, нужно отметить, что в средние века философия была богословием, а богословие — философией. Эстетические категории в средневековой культуре не выделялись и не определялись: прекрасно всё то, чему Бог уделяет внимание, даёт своё бытие. Мир без Бога ужасен! Красота — знак присутствия в мире божественного сознания. Божественное начало присутствует в каждой мельчайшей частице видимого мира. Средневековые философы верили в то, что Бог — везде, и стали искать его в капле росы, лепестке цветка, в человеческом сердце. Жизнь человека — это взросление в Боге, ступени к Богу, лестница (лествица) в небо, движение вверх! 
 
На сегодняшнем уроке мы должны найти ответы на следующие вопросы: как описывает миросозерцание людей средневековой эпохи средневековая архитектура, что нам о средневековом космосе «говорит» готическая архитектура? 
Собор — причудливый образ мироздания, созданный средневековым человеком. Собор — центральное место, гордость города (надо отметить, что собор и ратуша — центры общественной жизни средневекового города). Собор строят несколько поколений горожан. Основная черта готической архитектуры — динамическая устремлённость вверх, собор — вертикальная доминанта города. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. Иерархическая схема вертикали: небеса и рай, земной мир, преисподняя — наполнена очень своеобразным содержанием. Нередки изображения Девы Марии как простой бедной крестьянки и Христа как бедного сельского пастуха. А рядом с этим химеры и чудовища, языческие орнаменты. Таким средневековый человек видит мир. 
 
Дорогие друзья! Давайте посмотрим на фотографии (на экране появляются фотографии Notre Dame de Paris, под звуки литургии на доску проецируются слайды с порталами и интерьерами готических соборов). Опишите своё эмоциональное состояние, что вы чувствуете, когда рассматриваете представленные изображения? О чём вы думаете? Опишите своё впечатление от готического собора.  (Ответы детей).
 
Вот что Осип Мандельштам писал о Соборе Парижской Богоматери в стихотворении «Notre Dame»:

Где римский судия судил чужой народ —
Стоит базилика, и — радостный и первый —
Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый легкий свод.

Но выдает себя снаружи тайный план,
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.

Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом — дуб, и всюду царь — отвес.

Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные ребра,—
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам...
Мандельштам писал в своих статьях: "Но разве готика не торжество динамики?" («Франсуа Виллон»); "Камень как бы возжаждал иного бытия. Он сам обнаружил скрытую в нём потенциально способность динамики — как бы попросился в «крестовый свод» — участвовать в радостном взаимодействии себе подобных" («Утро акмеизма»).
 
Ребята, давайте рассмотрим устройство готического собора во всех подробностях, поговорим о строительной технике, конструктивных элементах архитектурного сооружения. Вспомним, что архитектура – это не только строительная техника, но еще и вид искусства, а значит, должна обладать своей образностью, символикой и кодами! Попробуем разгадать художественные коды готического искусства...».
 
Задание ученикам для самоподготовки: изучение материалов по истории и теории искусства, по художественной культуре, по истории и теории литературы (справочная литература, энциклопедии, словари, фильмы, видеоматериалы, слайды, альбомы, прослушивание музыкальных произведений), работа со справочной литературой по культурологии, культурологический анализ произведений искусства, выполнение заданий, где требуются навыки владения инструментарием культурологического анализа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий