Готовимся к новому учебному году

четверг, 6 декабря 2018 г.

В методическую копилку учителя-словесника


Работа над портретом писателя как этап знакомства с его жизнью и творчеством.
Особую роль при изучении биографии писателя в средней школе имеет портрет, при помощи которого обучающиеся знакомятся с обликом писателя. Работа над репродукцией портрета включает в себя следующие этапы:
1. Внешний облик писателя: выражение лица, поза, костюм.
2. Значение фона и отдельных деталей в раскрытии замысла автора портрета.
3. Колорит портрета, значение цветовой гаммы.
4. Замысел художника: какую особенность писателя хотел выразить художник в данном портрете.

Портреты писателя демонстрируются перед изучением произведений. Например, перед чтением стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта» можно напомнить обучающмися события последнего года жизни А.С. Пушкина, показать его портрет, например, работы художника И.Л. Линева, репродукцию картины А.А. Наумова «Дуэль А.С. Пушкина с Дантесом», познакомить с портретом М.Ю. Лермонтова работы П.Е. Заболотского (1837).
Часто в школьных программах 5—9 классов творчество писателя представлено неоднократно, поэтому «следует искать возможности для систематизации изучаемого материала, накопления и углубления сведений о самом писателе, подготовки обучающихся к изучению жизненного и творческого пути в старших классах» [4, 22].
Положительное решение данной проблемы достигается применением принципа концентризма, который заключается в том, что часть материала, изучаемого в средних классах, повторяется затем в старших, но только в усложненном виде, с разной степенью глубины.
https://multiurok.ru/files/rabota-nad-portrietom-pisatielia-kak-etap-znakomstva-s-iego-zhizn-iu-i-tvorchiestvom.html

Портрет писателя на уроках литературы, к сожалению, нередко выполняет лишь роль «декорации». И в этом вина не только школьного учителя. 
Главная проблема заключается в том, что в современной литературоведческой науке до сих пор не создана четкая методика работы с портретом, а поэтому и не собран такой необходимый учителю информационно-иллюстративный материал.
Скептики, пожалуй, могут сказать, что не надо смешивать уроки литературы с занятиями по изобразительному искусству, предметом которых является живопись. Однако вряд ли кто-то будет оспаривать, что в начале знакомства учеников с новым писателем все же стоит хотя бы 5 минут уделить комментарию к наиболее известным его изображениям художниками, тем более что в современной методике литературы все чаще звучит мнение о том, что при изучении художественного произведения необходимо учитывать тесную связь между личностью писателя и его творчеством. 
В интересующем нас аспекте благодатным материалом, конечно же, являются персоналии писателей-классиков – здесь подчас можно собрать целые портретные галереи. Причем часто это работы кисти известнейших мастеров живописи. А вот в представлении писателей ХХ- начала ХХІ века мы преимущественно имеем дело с фотографиями. 
Изобразительное искусство (прижизненная и посмертная иконография, картины, автопортреты) так же, как и документальные изображения (дагерротипы и фотографии), являются ценным источником для постижения жизни и творчества известных людей. 
Существует целая теория о том, в какой визуальной форме – художественном портрете или фотографии – более точно отображается личность человека. На первый взгляд может показаться, что именно фото способно дать самую точную копию внешности человека. Но на самом деле все куда сложнее. Ведь, рисуя портрет, настоящий художник не просто копирует внешние черты изображаемого субъекта, но и в большом количестве нюансов пытается передать его характер. Но если мастеру живописи по субъективным или объективным причинам это сделать не удается, то получается, что даже при максимальном внешнем сходстве с изображенным человеком его художественный портрет не всегда признают удачным. Здесь своеобразным «индикатором» становятся воспоминания о представленном на портрете человеке его современников, в которых часто можно найти не только описания его внешних черт, но и особенностей характера, которые в той или иной степени нашли отражение и в его внешности. Порой такие воспоминания могут быть представлены в виде художественных зарисовок – эссе. Собственно, любые мемуарно-биографические материалы о писателе могут стать хорошим подспорьем в подготовке работы с портретом. И тогда этот вид работы на уроке литературы превратится в одну из органических его составляющих. Однако и здесь надо учитывать, что и словесные описания, и живописные портреты все равно остаются в определенной степени субъективными. А поэтому впечатление о человеке мы складываем из общего количества доступных нам словесных и художественно-изобразительных источников.
Напоследок отметим еще один нюанс в работе с портретом писателя. Случается, что к более детальному комментированию портрета стоит прибегнуть не в первые минуты знакомства учеников с писателем, а после изучения его произведений. Это касается, прежде всего, наиболее выдающихся образцов изобразительного искусства, в которых художники сделали акцент не столько на внешности изображаемого объекта, сколько на внутреннем мире портретируемого. А значит, по достоинству оценить работу художника ученики смогут лишь после знакомства с основными биографическими фактами из жизни писателя и особенностями его мировоззрения, которое нашло свое выражение в изучаемом на уроке художественном произведении. Таковы, например, портрет Эзопа кисти Диего Веласкеса, портрет А.С. Пушкина кисти В.А. Тропинина, портрет Н.В. Гоголя кисти Ф.А. Моллера, портрет Ф.М. Достоевского кисти В.Г. Перова и др. 
Иногда будет целесообразно после изучения творчества писателя привлечь для рассмотрения/сопоставления другие его живописные изображения, чтобы ученики могли высказать свое мнение, кому из художников удалось наиболее точно передать особенности личности портретируемого (например, изображение Достоевского художниками ХХ века).
http://liturok.in.ua/portrety/68-rabota-s-portretom-pisatelya-na-urokah-literatury-predislovie.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий