Готовимся к новому учебному году

четверг, 6 декабря 2018 г.

Готовимся к олимпиаде по литературе


Готовимся к олимпиаде по литературе


Читаем!

Учимся работать с иллюстрацией.




Методика работы с иллюстрацией

Работа с иллюстрацией художественного произведения направлена, прежде всего, на более  глубокое осмысление художественного текста и понимание значения иллюстрации  как художественного произведения.
Этапы этой работы:
1. Эмоциональное погружение. Вопросы: правы ли они? «Почти у каждой книги для детей, особенно маленьких,- два автора. Один из них писатель, другой – художник»,- считал С.Я. Маршак. «…Кому нужны книги без картинок»,- говорила Алиса.
2. Что такое иллюстрация?
- рисунок в книге (от латинского illustratio – освещение, наглядное изображение), т.е. изображение, дополняющее текст.
3. Место иллюстрации в книге различно. Можно раздать ребятам книги, и они сами расскажут о том, где может быть иллюстрация.

- на обложке (привлечь внимание читателя)
- на спинке обложки (привлечь внимание читателя)
- на форзаце (постепенно вводит в мир книги, ее героев, ее эпохи)
- на титульном листе
- на шмуцтитуле
- фронтисписе (иллюстрация всегда расположена против титульного листа, здесь она может быть разного размера, но без текста. Смысл ее – выразить идею всей книги. Часто такой иллюстрацией является портрет писателя)
- заставка (дается вверху листа и нужна для начала новой части повествования.
  Такая  иллюстрация вводит в мир данной главы, отражает ее основную тему.
  Но иногда иллюстрация-заставка имеет символический смысл)
- концовка (иллюстрация в конце глав или стихотворения, т.е. своеобразный итог)
- буквица (первая буква, с которой начинается повествование)

СЛЕДУЮЩЕЕ СООБЩЕНИЕ  ТОЛЬКО  ДЛЯ  СТАРШЕКЛАССНИКОВ
- форматные или оборочные (перемежаются текст и иллюстрации, имеют узкое, частное значение)
- полуполосные (на одном листе (одной половинке) полосы, отражает менее важные события)
- полосные (во всю страницу (разворот-полоса) отражает узловой момент книги)
- рисунки на полях (в научно-популярных книгах, дополняют рассказ об изучаемом предмете, иллюстрациями могут быть схемы, чертежи).

  4.   Рассказ об известных художниках-иллюстраторах и демонстрация их работ. (Например: иллюстрации  Е. Кибрика к повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», иллюстрация
 Д.Н. Кардовского к рассказу А. Чехова "Каштанка", иллюстрация к поэме Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" Виктор Михайлович Васнецов. 1891 и другие).
  5.   Коллективное обсуждение 2-3 классических иллюстраций к произведениям,
  хорошо известным читателям, по примерным вопросам:
- дайте название эпизоду, который выбрал художник;
 - почему именно этот эпизод выбран?
- найдите этот эпизод в тексте и прочитайте его внимательно;
- соответствует ли данная иллюстрация тексту? Почему вы так считаете?
- что, вам кажется, не соответствует тексту?
- что бы вы изменили в иллюстрации?
- сделайте вывод: как и что выбирать для иллюстрирования какой  должна быть иллюстрация? (Например: Е. Ращекаев к повести «Муму», Е. Рачев к повести «Кладовая солнца», С. Герасимов к повести «Капитанская дочка», К. Рудаков к роману «Евгений Онегин»).
 6. Можно ли по иллюстрациям рассказать сюжет произведения?
            Предлагается книга со множеством иллюстраций и книга, где проиллюстрированы только некоторые эпизоды. Предложить детям рассказать по этим иллюстрациям сюжет рассказа, повести.
           7. Подбираются книги с иллюстрациями художников: Конашевич, Пахомов Васнецов, Сутеев,   Маврина, Чарушин, Каневский, Владимирский, Рачев.  Ребята рассматривают книгу, иллюстрацию, готовят  небольшой рассказ согласно памятке)
             8. Памятка для работы над книжной иллюстрацией в группе
(вопросы для работы в группах или с группой)
1. Главная тема предложенных книг.
2. Назови фамилию художника-иллюстратора.
3. Месторасположение иллюстраций.
4. Почему художник взял именно эти эпизоды?
5. Соответствует ли иллюстрация тексту?
6. Какие приемы использует художник (цвет, связь с народным творчеством, объем иллюстраций, расположение, другие особенности)?
7. Какое настроение вызывают эти иллюстрации?
8. В какой технике выполнены иллюстрации? (вопрос для старших классов)

 
   9.Сравнение иллюстраций: сравнить иллюстрации одного и того же эпизода 2-х
             разных художников из 2-х книг с одинаковым названием. Обсудить их
             соответствие содержанию, смыслу эпизода, его выразительности,
             значимости, обосновать выбор данного эпизода художниками.
             Произведения нужно взять хорошо знакомые читателям.
  10. Далее предлагается читателям самостоятельно  выбрать знакомую книгу и  эпизод
             для иллюстрирования, обосновать свой выбор устно или письменно.
             Уберечь читателей от желания изобразить портрет одного героя.
  В старших классах предполагается и словесное иллюстрирование изображённого
  для более полного и глубокого толкования литературного текста.
  Можно предложить читателям разные формы работы с иллюстрацией: коллаж,
   кадрирование, комикс и т.д.
  11. Создание читателями собственных иллюстраций по выбранному эпизоду.
             Обсуждение тех иллюстраций, авторы которых добровольно готовы выставить
             свою работу на общее обсуждение. Обсуждение проходит в предельно
             корректной форме и прежде всего отмечаются достоинства работы,
             правильность выбранной цветовой гаммы, деталей, соответствующих
             тексту, эпохе.
       12.  Особую роль при обучении играет демонстрация картин, которые не являются собственно
             иллюстрацией к произведению, но дают почувствовать образ ушедшей эпохи,
             взаимоотношения людей в зависимости от их общественного положения,
             особенности жизни,    быта и труда.
  13.Экспресс-выставка всех  нарисованных иллюстраций.
  14. Просмотр иллюстраций профессиональных художников к этому же произведению.
            Можно предложить читателям разные формы работы с иллюстрацией: коллаж,
            кадрирование, комикс и т.д.
 15.Организовать в библиотеке выставку книг и иллюстраций, сделанных к ним
         читателями.
9. Вопросы для закрепления:
1.Почему С.Я. Маршак считает художника вторым автором книги?
2. Что такое иллюстрация?
3. Относятся ли графики, схемы, чертежи к книжной иллюстрации?
4. Чем определяется место иллюстрации в книге?
5. Что иллюстрировал художник Иван Билибин?
7. Сказки  какого известного русского писателя иллюстрировал И. Билибин?
8. Перечислите особенности билибинского стиля?
9. Назовите фамилии художников, иллюстрирующих сказки.
10. Назовите фамилии художников, иллюстрирующих книги о животных.
11. Назовите фамилии художников, иллюстрирующих рассказы и рисующих людей. 
                 
 https://bibliozao.ru/metodicheskij-kabinet/kollegam-bibliotekaryam/metodika-rabotyi-s-illyustracziej.html
Художник А.Гончаров выделяет три основные формы иллюстраций:
  1. Исторически точные иллюстрации, которые можно рассматривать как своеобразное историческое пособие. В них художник четко следует за литературным произведением: воспроизводит внешний облик героев, обстановку действия, «описывает» средствами изобразительного искусства сюжетно-фабульные взаимодействия. К таким иллюстрациям А.Гончаров относит работы П.Боклевского, А.Агина, иллюстрировавших «Мертвые души» Н.В.Гоголя.
  2. Иллюстрации, авторы которых ставят целью передачу основной идеи, духа и стиля произведения. Они расширяют сюжет изображений, усложняют арсенал изобразительных средств, стремятся к наиболее полному и цельному истолкованию литературного произведения.
  3. Иллюстрации, в которых художник создает «лирический аккомпанемент», и, не следуя за авторским сюжетом, представляет изобразительно-пластическую метафору, возникающую в виде сложно опосредованных образов произведения. Так работал художник В.Горяев над произведениями Н.В.Гоголя.
Свою типологию иллюстраций предлагает искусствовед М.Чегодаев:
  1. Иллюстрация как «машина времени». В ней художник идет на прямое общение с натурой, реальностью, составляющей для него жизнь книги. Такая иллюстрация, как правило, воскрешает прошлое в его полнокровном бытии. Художники, работая над такой иллюстрацией, обращаются к русской классике. Таковы работы Н.Куприянова, Д.Кардовского, Д.Шмаринова, Б.Басова.
  2. Иллюстрации романтического плана. Художники-романтики В.Конашевич, Н.Кузьмин, М.Митурич тяготеют к романтической литературе, поэзии, фантастике, материализуя литературный образ, останавливаются на грани мечты, воспоминания.
  3. Иллюстрация, синтезирующая остроту, меткость, карикатуру. Этот тип представляет смешение фантастичности реального и реальности фантастики. Характерными являются работы Кукрыниксов.
  4. Иллюстрация как неотъемлемая часть всей иллюстрационной концепции книги. Художники этого направления обращаются к ксилографии, разрабатывают концепцию всего книжного пространства, продумывают заставки, ритмы текста, чередование текста и изображения. К таким художникам-конструктивистам относятся В.Фаворский, А.Гончаров, Д.Бисти, Л.Ильин.
  5. Аcсоциативно-метафорическая иллюстрация, которую А.Гончаров назвал «лирическим аккомпанементом». Иллюстрация дает свободную интерпретацию текста, не исключая привнесения дополнительного значения в ту или иную изображаемую ситуацию.
http://pedsovet.su/publ/164-1-0-2535

Комментариев нет:

Отправить комментарий