Готовимся к новому учебному году

суббота, 30 марта 2019 г.

Ученическая филологическая конференция в Кировском районе г. Донецка

Ученическая филологическая конференция
«Эксперименты в области слова» 
в Кировском районе г. Донецка
Как жаль, что мы не знаем цену слов,
      Их редкий дар, божественную силу.
Гордиенко Татьяна

Лингвист Нина Давидовна Арутюнова утверждала: «Экспериментами над языком занимаются все: поэты, писатели, остряки и лингвисты. Удачный эксперимент указывает на скрытые резервы языка, неудачные — на их пределы». 27 марта 2019 года в рамках районной конференции лингвистическими экспериментами занимались 12 старшеклассников Кировского района г. Донецка, представив на суд общественности материалы по анализу культуры речи, формированию литературного языка от Петровской эпохи до наших дней, роли художественных средств, философского и этического значения тропов в современном обществе.  

Цель конференциисоздание условий, стимулирующих развитие интеллектуального творчества посредством вовлечения в исследовательскую деятельность в области гуманитарных наук, активизация работы по изучению проблем языкознания, повышение уровня общей и коммуникативной культуры современного школьника, социальной активности и самореализации.
Работы, представленные на обсуждение, показали осведомлённость автора об области  рассмотрения, носили характер анализа или исследования, центром которого является актуальная проблема, заявленная в теме конференции. Следует отметить грамотное и логическое изложение, умение делать выводы, отвечать на вопросы.
Риторика – наука об умении хорошо говорить, праматерь лингвистических наук. Предшественница культуры речи, поэтики, стилистики, лингвистики текста, социолингвистики, психолингвистики.  Риторические тропы — это важнейшее средство создания выразительности речи. Именно об этом говорила Глюза Мария, юный филолог МОУ «Школа № 30 г. Донецка».
О метафорах, которые вызывают интерес не только лингвистов и литературоведов, но и психологов, философов, социологов, культурологов говорили Алёхова Мария и Дубицкая Милена (МОУ «Гимназия № 92 г. Донецка», МОУ «Школа № 80 г. Донецка»).  Об история литературного языка от реформы алфавита – Храпова Елизавета (МОУ «Школа №76 г. Донецка»). Интересны были лингвистические эксперименты над поэтическим словом поэтов – представителей ХІХ и ХХ веков – учащихся Бойко Владиславы и Зайцевой Виктории (МОУ «Школа № 77 г. Донецка», «Школа № 98 г. Донецка»).
Проблемы, связанные  с влиянием на формирование речи и мышления современных подростков, обусловили актуальность данной проблемы в настоящее время и определили проблемы, которые стоят перед современными филологами, в выступлениях Пономаренко Дарины (МОУ «Школа № 77 г. Донецка»), Черкаской Екатерины (МОУ «Школа № 94 г. Донецка»), Костюковой Дарьи (МОУ «Школа № 82 г. Донецка»), Балабановой Анастасии (МОУ «Школа № 89 г. Донецка»).
Словообразовательная система русского языка гибко реагирует на запросы социума. При этом в процессе рождения новых лексических единиц оказываются задействованными разнообразные средства, существующие в языке. Именно об этом говорили Коврижных Мария, Луговая Анастасия (МОУ «Школа № 91 г. Донецка», «Школа № 112 г.Донецка»).
Благодаря языку мы узнаем о прошлом, ценим настоящее, заглядываем в будущее. Каждый присутствующий в зале был согласен с писателем К.Г. Паустовским: «Человек, равнодушный к родному языку, – дикарь». Несмотря на все сложности современного периода, не следует забывать, что русский язык – национальное достояние и мы должны обходиться с ним как с национальным богатством - хранить и преумножать его.
Савченко Е.А.,  руководитель методического объединения 
учителей русского языка и литературы Кировского района г. Донецка

Комментариев нет:

Отправить комментарий