Готовимся к новому учебному году

воскресенье, 31 марта 2019 г.

Тренинг-клуб для экспертов: ГИА по русскому языку.


Уважаемые эксперты! Предлагаем вам цикл занятий по подготовке к проверке государственного обязательного экзамена по русскому языку в форме изложения с творческим заданием.
Занятие №1. Теоретикум
Изложения с творческим заданием развивает воображение и активизирует творческую мысль школьника.
Так как изложение – это общее название работ, связанных с произведением готового, «чужого» текста, то очевидно, что возможности изложения в формировании коммуникативных умений будут успешно реализованы только при условии использования на уроках русского языка разных видов обучающих изложений.


Темы изложений должны быть ценными как в воспитательном, так и в образовательном отношении, должны расширять познавательный опыт учащихся, формировать их мировоззрение.
К творческому заданию предъявляются такие требования: выразить собственное мнение, сопоставить его с авторской позицией и мнением своих одноклассников, собственным жизненным опытом, подбирая убедительные доказательства для подтверждения своей мысли. Учитывается наличие в работе богатства словаря, точности словоупотребления, стилистического единства с авторским текстом изложения, грамматической грамотности.
Содержание творческого задания 
♦ Опираться на свой жизненный опыт;
♦ опираться на жизненный опыт друзей, знакомых;
♦ проводить параллель с различными видами искусства (живопись, литература, музыка…);
♦ приводить высказывания общественного мнения (газеты, телевидение);
♦ избегать сложных конструкций предложений;
♦ заменять сложные в написании слова более легкими;
♦ следить, чтобы основные тематические слова не повторялись, заменять повторы синонимами;
♦ следовать единому стилю (избегать сленга, разговорного стиля);
♦ стараться сделать творческое задание оригинальным, но не переусердствовать.
Задачи:
1) формировать представление ребят о творческом изложении, как о результате собственного вклада в создание текста;
2) развивать умение передавать содержание текста, воспринятого на слух, соблюдать последовательность и связность мыслей, использовать разнообразные синтаксические конструкции, а также правильно пользоваться способами связи предложений при передаче содержания текста;
3) содействовать воспитанию бережного, чуткого отношения друг к другу, чувства взаимопомощи, поддержки, умению при необходимости уступать, помогать друг другу.

Творческие задания в изложениях
После каждого текста, предложенного для изложения, даётся творческое задание. При выполнении многих из них необходимо высказать своё суждение. Для этого требуются не только речевые умения, но и оценочные.
Оценочное высказывание представляет собой текст-рассуждение научного стиля. Рассмотрим структуру такого текста подробнее.
Текст-рассуждение объясняет причину какого-либо явления, к нему можно поставить вопросы почему? зачем?
Структуру текста-рассуждения вы уже знаете, поэтому для составления текста-рассуждения воспользуйтесь памяткой:
1.       Кратко назовите то, что вы будете доказывать, то есть сформулируйте тезис.
2.       Подберите необходимые доказательства. Их можно построить, используя следующие словосочетания: я думаю, на мой взгляд, по-моему, мне кажется, во-первых, кроме того, а главное.
3.       Сформулируйте вывод — ещё раз повторите то. что хотели доказать. Используйте следующие слова и словосочетания: значит, поэтому, вот почему, итак, таким образом.

Изложение с творческим заданием
Главная дидактическая задача изложения этого вида – максимально приблизить учащихся к решению задач, связанных с самостоятельным составлением текста. Например:
1.  создание и введение в исходный вариант нового текста (повествования, описания, рассуждения);
2.  изменение лица рассказчика;
3.  изменение структуры текста, перестановка материала (применительно к подробному изложению) и др.
Этот тип пересказов предполагает «логическое продолжение, завершение или пополнение выбранного текста» (Н. А. Плёнкин.)
У учащихся при работе над таким изложением формируются и совершенствуются такие коммуникативные умения:
- умение самостоятельно определять задачу высказывания,
- умение отбирать нужные для реализации коммуникативной задачи языковые средства,
- умение изменять структуру текста,
- умение строить высказывание в заданном типе и стиле речи,
- умение изменять лицо рассказчика, время событий, наклонений глагола и др.
Выделяется две группы заданий разного уровня сложности:
1.                Задания, которые «предполагают суждения о тексте с позиции читателя-критика»,
2.                Задания, требующие «продолжить работу над текстом с позиции автора».

Оценивая изложения с творческим заданием необходимо учитывать, как справился ученик с созданием микротекста данного типа.
Речевое наполнение изложения предполагает богатство, точность, выразительность использования языковых средств с учетом особенностей ситуации общения.
В хорошем изложении не только правильно и полно раскрывается тема текста, но и осмысливается и передается соответствующими языковыми средствами авторский замысел.



6 комментариев:

  1. Спасибо, Лариса Васильевна! Теоретикум принимается к сведению и проработке.

    ОтветитьУдалить
  2. Благодарю, Наталья Анатольевна! Будем готовить практикум. Начнём в понедельник.

    ОтветитьУдалить
  3. Добрый вечер! Информация теоретикума полезная и активизирует нас.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю, Галина Казимировна! (Извините, я не ошиблась?)
      А практикум?

      Удалить
    2. Добрый вечер. Нет, Лариса Васильевна, не ошиблись. Практикум тоже будет полезен, особенно для тех, кто в этом году присоединился к работе по проверке. Я уже попыталась оценить предложенный вариант.

      Удалить
    3. Спасибо, Галина Казимировна! Нам очень важна обратная связь. Пока только три человека принимают участие в тренинге. Не знаю, почему такая низкая активность на блоге. Читателей много (до 1,5 - 2 тысяч), а участников тренинга - несколько.

      Удалить