Готовимся к новому учебному году

воскресенье, 31 марта 2019 г.

Тренинг-клуб для экспертов: ГИА по литературе

Ув. коллеги!
  Начинаем цикл занятий по подготовке к проверке работ учащихся в рамках  государственного профильного экзамена по литературе.
      Предлагаем вам прочитать, проверить и оценить ответ на развёрнутый вопрос (20 задание в ККЗ - контрольном комплексе заданий).
  Высылайте свои варианты отметок, расписав составляющие по соответствующим критериям (см. ниже). 
   Если такая форма работы будет интересна словесникам (т.е. будет видна активность читателей блога), мы продолжим наш тренинг.
Занятие 1. Ответ на вопрос для проверки и оценивания. Методический комментарий.
Задание 20
Как вы понимаете высказывание А.И. Солженицына: «История – это сами мы»?


В России в XX веке произошло множество событий, которые очень серьезно меняли ход ее истории: Октябрьский переворот 1917 года, Гражданская война, образование СССР, сталинские репрессии, Великая Отечественная война, распад СССР и многое другое. А.И.Солженицын пережил вместе с Россией и ее народом все тяготы как военной, так и послевоенной жизни.
Россия, описываемая великим художником слова, — это тоталитарное государство. В историческом романе-эпопее «Красное колесо» он повествует о России 1914-1917 годов. В рассказе «Матренин двор»  писатель показывает кризис русской деревни, который начался после семнадцатого года. Опираясь на собственный опыт заключения и ссылки, на свидетельства других заключенных и материалы из советских архивов, А.И. Солженицын в романе «Архипелаг ГУЛАГ» рисует аппарат советских репрессий. Его романы «В круге первом» и «Раковый корпус», рассказы «Один день Ивана Денисовича», «Захар-Калита» – это наша общая правда, горькая,  многосложная. Наш долг, чтобы эта правда не зарубцевалась, не стёрлась из памяти будущих поколений, а, как открытая рана, напоминала о себе постоянно.
В 1974 году в Париже вышел сборник статей «Из-под глыб». Главная  идея сборника – активное участие человека в истории, чувство ответственности, вины и необходимости ее искупить. Александр Исаевич говорит в своей статье этого сборника: «… ожидая от истории дара свободы и других даров, мы рискуем никогда их не дождаться. История — это сами мы…».
Нашему народу пришлось пережить революции и великие войны, но при этом  посчастливилось стать свидетелем первой отправки в человека космос, проведения Олимпиады. Думаю, полноценному человеку важно заниматься изучением как истории своей страны, так и истории  прямых предков. Зная, кем они были, можно узнать, кем на самом деле являешься ты. Но при этом нужно быть не пассивным созерцателем событий, а их творцом.

Ответ на вопрос предлагает учитель-словесник Красовская И.П.

Критерии оценки развёрнутого ответа на проблемный вопрос

1.
Объём ответа
5

Не менее 140 слов
5

Менее 140 слов
2
2.
Содержание ответа
18

Характеристика историко-культурного контекста
4

Примеры из художественного(ых) произведения(й)
5

Правильное толкование литературоведческого(их) понятия(й) и роли художественных средств
6

Наличие вывода
3
3.
Следование нормам речи
3

Допущено не более одной речевой ошибки
3

Допущено 2-3 речевые ошибки
2

Допущено более трёх речевых ошибок
1
4.
Языковое оформление ответа
5

Допущено не более одной орфографической ошибки
5

Допущено не более одной орфографической и одной пунктуационной ошибки
4

Допущено не более одной орфографической, одной пунктуационной и одной грамматической ошибки
3

Допущено более одной орфографической и одной пунктуационной ошибки
2

Допущено более одной орфографической, одной пунктуационной и одной грамматической ошибки
1

Максимальный балл
31

Методический комментарий

1.
Объём ответа
5

Не менее 140 слов
5
5
Менее 140 слов
2

2.
Содержание ответа
18

Характеристика историко-культурного контекста
4
2
Исторический контекст освещен, культурный – отсутствует.
Примеры из художественного(ых) произведения(й)
5
5
Правильное толкование литературоведческого(их) понятия(й) и роли художественных средств
6
                         3          
Упомянуты термины: роман-эпопея, рассказ, сборник статей, главная идея. Отсутствует характеристика роли образных средств.
Наличие вывода
3
3
3.
Следование нормам речи
3

Допущено не более одной речевой ошибки
3
3
Допущено 2-3 речевые ошибки
2

Допущено более трёх речевых ошибок
1

4.
Языковое оформление ответа
5

Допущено не более одной орфографической ошибки
5
5
Допущено не более одной орфографической и одной пунктуационной ошибки
4

Допущено не более одной орфографической, одной пунктуационной и одной грамматической ошибки
3

Допущено более одной орфографической и одной пунктуационной ошибки
2

Допущено более одной орфографической, одной пунктуационной и одной грамматической ошибки
1

Максимальный балл
31
26

2 комментария:

  1. в человека космос - опечаточка
    Зная, кем они были, можно узнать, кем на самом деле являешься ты. - это единственное предложение, где есть местоимение ТЫ, предложение практически завершает текст. Мне кажется, что правильнее было бы местоимение МЫ.
    Я бы немного иначе построила предложение: Александр Исаевич говорит в своей статье этого сборника:...
    Мне кажется, что все-таки историко-культурный контекст прослеживается.
    Оценила бы работу в 28 баллов.
    Спасибо большое автору за хороший, практически эталонный ответ на непростой (особенно для современных школьников) вопрос.

    ОтветитьУдалить
  2. Благодарим, Ольга Сергеевна, за содержательный комментарий. Спасибо за оценку и отметку.
    Уважаемые коллеги-словесники! А что считаете вы? Например, уместно ли называть автора по имени и отчеству или использовать такие формы: фамилия, фамилия и инициалы, он, писатель, прозаик, публицист и т.д.

    ОтветитьУдалить