Готовимся к новому учебному году

понедельник, 1 апреля 2019 г.

Тренинг-клуб для экспертов: ГИА по литературе

Ув. коллеги! Станьте ПОДПИСЧИКАМИ этого блога!
  Продолжаем цикл занятий по подготовке к проверке работ учащихся в рамках  государственного профильного экзамена по литературе.
      Предлагаем вам прочитать, проверить и оценить ответ на развёрнутый вопрос (20 задание в ККЗ - контрольном комплексе заданий).
  Высылайте свои варианты отметок, расписав составляющие по соответствующим критериям (см. ниже). 
        Рекомендации по проверке данного ответа на вопрос и эталон мы опубликуем на этой же странице через один день.
         Если такая форма работы будет интересна, мы продолжим наш тренинг. 
Занятие 2. Ответ на вопрос для проверки и оценивания. Методический комментарий.

1     Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров (роман И.С. Тургенева «Отцы и дети») – друзья или враги?

В романе «Отцы и дети» Тургенев изображает двух молодых людей – Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова. Они оба закончили медицинский факультет университета, и в начале романа их связывают дружеские отношения.

Но по мере развития действия между героями возникает и углубляется конфликт: если для Базарова нигилистические взгляды являются жизненными принципами, то Аркадий изображен Тургеневым как носитель либеральной идеологии, а «отрицательство» – всего лишь следование социально-политической моде, результат влияния сильной базаровской личности. Для Кирсанова продолжают оставаться значительными те ценности, от которых отказались Базаров и его истинные единомышленники: уважение к авторитетам и «принсипам», искусство, любовь, природа.
Конфликт достигает высшей кульминации в сцене у стога сена. Во время этого разговора к героям приходит понимание непримиримости их позиций: Аркадий перестает обманывать себя и даже говорит словами Павла Петровича: «Послушать тебя сегодня, поневоле согласишься с теми, которые упрекают нас в отсутствии принципов», а Базаров, находящийся к этому времени в состоянии глубокого внутреннего конфликта из-за отношений с Одинцовой, отчетливо осознает свое одиночество.
Тургенев не доводит отношения бывших приятелей до открытого разрыва, но читатель понимает, что противоречия между ними непримиримы.

Практикум подготовлен учителем-методистом Шаннани Н.В.

Продолжение следует...

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ


Объем ответа
Содержание ответа

Следование нормам речи
Языковое оформление ответа
Характеристика историко-культурного контекста
Примеры из
произведения

Правильное толкование литературоведческих понятий и роли художественных средств
Наличие вывода

Орфогр.
Пункт.
Грам.
169 слов
Вскользь упомянут конфликт эпохи
Есть
Упомянуты термины: роман, конфликт, кульминация, развитие действия.
Отсутствует характеристика роли образных средств
Есть
Смешение паронимов:
значительный – значимый
Лексическая избыточность:
высшая кульминация
0
0
0
5 баллов
1-2 балла
5 баллов
2-3 балла
3 балла
2 балла
5 баллов

 ИТОГО: 23-25 б.

1.      ВАРИАНТ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
     Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров (роман И.С. Тургенева «Отцы и дети») – друзья или враги?

Рубеж 50-60-х годов XIX века – время нарастания социальной и политической напряженности: деятельность революционных студенческих организаций, возникновение «Земли и Воли», рост нигилистических настроений, обострение конфликта между либеральной и революционно-демократической интеллигенцией, бурная эстетическая полемика между ними.
Эти веяния времени Тургенев отразил в своем главном романе, написанном в 1860–1861 гг. В соответствии со спецификой жанра социально-психологического и идеологического романа писатель строит сюжет на столкновении мировоззренческих позиций своих героев. И в этом смысле название произведения оказывается ширмой, вводящей неопытного читателя в заблуждение: развивая грибоедовскую традицию, Тургенев создает главный конфликт не как конфликт поколений, а как конфликт эпох. Ровесники и однокашники, Аркадий и Евгений поставлены писателем по разные стороны баррикады. Важным инструментом создания и углубления конфликта являются портретные детали и речевая характеристика героев: «либеральный барич» Аркадий смотрит «молоденьким мальчиком», красные руки и балахон Базарова создают образ взрослого и сурового человека.
Базаров не скрывает своих нигилистических убеждений, отрицая авторитеты, любовь, искусство, природу и определяя целью своего поколения разрушение прежних устоев: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Сперва нужно место расчистить, а строить будут другие». Аркадий же просто очарован своим сильным и бескомпромиссным приятелем: он повторяет базаровские мысли, но словесная шелуха не может скрыть истинные движения его души, искренне и энергично откликающейся на красоту природы, пушкинской строки и шубертовской мелодии, очарование юной женственности.
Тургенев разводит жизненные пути героев: Аркадий обретает незамысловатое, но бесценное семейное счастье; смерть же Базарова – это резкий отказ Тургенева признавать революционно-демократическую идеологию. 
Таким образом, в идейном смысле герои непримиримые противники, хотя вряд ли стали бы врагами в житейском понимании.


2 комментария:

  1. Спасибо за оба варианта ответа. Есть над чем поразмыслить.

    ОтветитьУдалить
  2. Ув. Ольга Сергеевна! Спасибо за то, что являетесь читателе блога. Хотелось бы подробный комментарий: что понравилось, над чем нужно поразмышлять и т.д. Такой вариант взаимодействия, уверена, будет полезен всем: и кто готовит учащихся к ГИА, и кто будет проверять, и кто работает в старших классах...

    ОтветитьУдалить