Готовимся к новому учебному году

понедельник, 8 апреля 2019 г.

Памятка для диктующих нефилологов Тотального диктанта


Памятка для диктующих нефилологов — 2019
Уважаемые диктующие[1]!
От качества чтения зависит верное восприятие пишущими смысла текста диктанта, а значит, и его корректное пунктуационное оформление. Качество чтения во многом определяет успех участника акции и формирует его мнение о проекте в целом.
Алгоритм диктовки


За 1-2 часа до начала диктанта вы получите распечатку текста с разметкой для диктующих. Посмотрите её фрагмент для прошлого года (часть 3).
Диктую первое предложение целиком. Вначале послушайте его полностью. Древние греки придумали Олимпийские игры, пока вели одну из своих нескончаемых войн. Теперь запишем это предложение по частям. Древние греки / придумали Олимпийские игры, / пока вели одну из своих нескончаемых войн. Повторяю предложение еще раз от начала до конца. Пожалуйста, проверьте. Древние греки придумали Олимпийские игры, пока вели одну из своих нескончаемых войн.
Каждое предложение читается один раз целиком, затем по частям и ещё раз целиком. Все попутные реплики будут даны синим жирным курсивом. Отдельные части, требующие коротких пауз, отмечены знаком /. Они делаются в соответствии не с пунктуацией, а с интонацией, но очень часто сигнализируют и о пунктуации. Паузы в местах, где стоит знак /, должны быть короткими и примерно равными по времени. Темп (скорость) чтения также должна быть примерно одинаковым на протяжении всего текста.
Но есть места, где
1) паузы должны быть более заметными (продолжительными);
2) пауза должна строго отсутствовать;
3) темп чтения должен быть быстрее обычного.
Во всех этих случаях интонация строго сигнализирует пишущему о пунктуации.
В большинстве случаев пунктуацию подсказывают смысл и грамматика предложения. При этом допустимые варианты пунктуации, которые будут у филологов, уже учитывают разные варианты интонации при диктовке, но если тексты написаны единообразно в местах с очень широкой вариативностью, то их легче и быстрее проверить (пусть допустимые варианты останутся «на всякий случай»).




Общие принципы
Темп
1. Весь текст читаем обычным темпом.
2. Ускоренным темпом читаем
1) фрагменты, заключённые в скобки или парные тире;
2) иногда вводные слова, если они могут быть приняты за члены предложения.
Паузы
1. В общем случае паузы между словами не делаются.
2. В местах со знаком / делаем короткие паузы, если на его месте нет знака препинания или стоит запятая.
3. В местах со знаком / делаем заметные паузы, если на его месте стоит двоеточие, тире, точка с запятой или скобка.
Логическое ударение
1. В общем случае любая часть предложения между знаками / имеет одно слово с логическим ударением, его вы выделяете интуитивно.
2. При запятой, расчленяющей составные союзы (оттого, что; потому, что), и отсутствии знака / важно сделать логическое ударение на первом слове союза.
Примеры
Рассмотрим конкретные примеры из текста прошлого года (часть 3).
1. Чтобы богатые не побеждали бедных / только оттого, что их спортинвентарь лучше, / все атлеты мерились силой и ловкостью обнажёнными.
Официально допустимые варианты не предусмотрены.
Принципиально важно сделать логическое ударение на слове оттого, иначе становится возможной такая пунктуация:
Чтобы богатые не побеждали бедных, только оттого что их спортинвентарь лучше, все атлеты мерились силой и ловкостью обнажёнными.
2. Нет, боги, кроме ссор между собой, никаким другим спортом не занимались, но любили с нескрываемым от смертных азартом следить за спортивными состязаниями из поднебесья.
Важно не делать паузу между выделенными словами, иначе пишущий сочтёт, что нужно выделить оборот кроме ссор, хотя тогда получается синтаксис занимались между собой (звучит странновато), но и корректная интонация дополнит верное восприятие предложения пишущим.
3. Более того, / они даже разрешали эллинам / считать победителей богами – / правда, временными, / всего на один день.
Очень важно сделать паузы до и после слова правда разными по продолжительности: для тире или скобки — заметную, для запятой — краткую. Если участник ставил запятую и до, и после, то формально это было ошибкой (но было множество и других вариантов пунктуации).
4. Чемпионы-олимпийцы / удостаивались оливковых и лавровых венков: / медалей тогда еще не придумали, / а лавр в Древней Греции / ценился на вес золота, / так что лавровый венок тогда / был всё равно что золотая медаль сегодня.
Важно не делать паузу между выделенными словами.

Если вы будете соблюдать изложенные здесь принципы, то вас ждет успех тотального диктатора! J



[1] На жаргоне организаторов Тотального диктанта – диктаторы J.

Комментариев нет:

Отправить комментарий