Готовимся к новому учебному году

пятница, 26 апреля 2019 г.

Тренинг-клуб для экспертов ГИА: Русский язык

Занятие №8.
Алгоритм работы

Найдите на сайте Ресобрнадзора в банке заданий тексты, предложенные для подробного изложения ("Уродина", "Учитель")
Прочитайте их. 
Ознакомьтесь с творческими заданиями к текстам. Проанализируйте предложенные варианты ответов по соответствующим критериям (изложение с творческим заданием): количество слов, наличие аргументов и т.д. Оцените варианты ответов, напишите комментарий сразу после данного тренинга. 
Желаем продуктивной работы! Ждём ваше мнение. 
Благодарим за сотрудничество а активное участие в работе тренинг-клуба.

Модели ответов
Текст. Уродина
«Что значит красота? И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота или огонь, мерцающий в сосуде?» – почему-то именно эти строки Николая Заболоцкого первыми приходят в голову после прочтения рассказа…
«Уродина», – именно так назвала рассказчика внешне прекрасная, словно Афродита, девушка…На деле же уродиной оказалась она сама. Да, за внешней необыкновенно прекрасной огранкой скрылась, как сказал поэт, пустота. Даже если не брать во внимание ситуацию возле телефонной будки, а просто прочитать об отношении юной особы по  отношению к родной бабушке, на душе остаётся неприятный осадок. Такое ощущение, что возле тебя вылили ведро чего-то мерзкого, гадкого, вызывающего отвращение. И, вроде бы, это нечто и не выглядит отвратительно, а заставить себя находиться рядом с ним просто невыносимо!
Этот рассказ напомнил мне якутскую сказку из детства, которую мне читала мама. У женщины было две дочери, очень красивые внешне. Мать всё для них делала, выполняла всю работу по дому. А однажды заболела. И попросила дочерей, принести воды. Но те были так заняты собой, своей красотой, что не сделали этого. В наказание их превратили в птиц.
Я считаю, что не обязательно иметь модельную внешность, чтобы обладать внутренней красотой. А составляющие такой душевной привлекательности, весьма просты. Доброта, отзывчивость, умение сопереживать и сочувствовать, желание помогать тем, кто нуждается. Замечательно, если «сосуд» и «содержимое» – прекрасны.
Но лично я считаю, что намного важнее излучать свет внутренней красоты и согревать им окружающих, нежели быть «уродиной», внутри которой гнилая пустота.

      Текст. Учитель
Поразмышляйте, почему учитель ставит художественную правду выше исторической. Выскажите своё мнение по этой проблеме.


Казалось бы, история и литература идут рука об руку. Сколько существует примеров, помимо описанных в рассказе, когда писатель излагает человечеству своё видение знакомой многим исторической ситуации… Но люди помнят художественную правду и очень часто именно её хотят считать истиной.
Я думаю, это происходит потому, что художник слова пропускает всё через себя, свою душу, свои переживания. И, не смотря на то, что подобное мнение весьма субъективно, читатель сопереживает авторской правде. История же скупа на эмоции. Она предоставляет факты. Кстати, и их можно не всегда трактовать однозначно.
В качестве примера назову события 1917-1918 годов. Что могут рассказать об этом времени историки? Произошёл переворот. Революция. Смена власти. Одна политическая ветвь сменяла другую.
А теперь вспомним, как передают эти же события великие писатели. Для героев «Белой гвардии» М.А. Булгакова – это настоящая трагедия. Кровавый Марс взошёл над Городом. Он принёс много горя, разлучил семью, в которой царили любовь и взаимопонимание.
Для Б. Пастернака – это трагедия общечеловеческого масштаба. А Юрий Живаго – образ, вобравший и отразивший в себе чувства и переживания большей части населения России.
М. Шолохов показывает события революции изнутри, так, как её переживал простой народ, казаки.
Именно благодаря переживаниям писателей в памяти людей события того страшного периода в истории будут всегда переживаться и проживаться заново. Поэтому я соглашусь с Л. Улицкой, что художественная правда важнее исторической. Потому что она проникает в души читателей и заставляет их чувствовать и сопереживать. А именно это и делает нас всех Людьми.


Тексты для тренинга предложены 
учителем русского языка и литературы Е.А. Елагиной, г. Донецк


8 комментариев:

  1. Уважаемые коллеги! Я бы оценила творческое задание к тексту П.Васильева «Уродина» так:
    Я.О. -1-3-0-0= 46 баллов
    С –н/2-2-1 = 36 баллов
    Итого 82 балла (оценка «4»)
    В тексте 3 пунктуационные ошибки (лишние запятые) « И попросила дочерей, принести воды» и «А составляющие такой душевной привлекательности, весьма просты», «вроде бы» - не вводное слово.
    и 1 орфографическая: Наречие «необязательно» пишется слитно
    Недочеты в содержании:
    Речевые недочеты – однообразие словарных конструкций: «Мать всё для них делала, выполняла всю работу по дому», неудачный порядок слов: «очень красивые внешне».
    Логические ошибки: «гнилая пустота» и «не обязательно иметь модельную внешность, чтобы обладать внутренней красотой»
    Речевая ошибка «лично я» - стилистически неоправданное повторение слов.
    Пример с якутской сказкой показался неубедительным. Нет в нем логического завершения. За что превратили девушек в птиц?

    ОтветитьУдалить
  2. Уважаемые коллеги! Я бы оценила творческое задание к тексту П.Васильева «Уродина» так:
    Я.О. -1-3-0-0= 46 баллов
    С –н/2-2-1 = 36 баллов
    Итого 82 балла (оценка «4»)
    В тексте 3 пунктуационные ошибки (лишние запятые) « И попросила дочерей, принести воды» и «А составляющие такой душевной привлекательности, весьма просты», «вроде бы» - не вводное слово.
    и 1 орфографическая: Наречие «необязательно» пишется слитно
    Недочеты в содержании:
    Речевые недочеты – однообразие словарных конструкций: «Мать всё для них делала, выполняла всю работу по дому», неудачный порядок слов: «очень красивые внешне».
    Логические ошибки: «гнилая пустота» и «не обязательно иметь модельную внешность, чтобы обладать внутренней красотой»
    Речевая ошибка «лично я» - стилистически неоправданное повторение слов.
    Пример с якутской сказкой показался неубедительным. Нет в нем логического завершения. За что превратили девушек в птиц?

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо, Елена Александровна!
    И ещё: переживания-переживаться в последнем абзаце. И в предыдущем, и ещё в предыдущем абзаце. "Политическая ветвь"... Желательно н начинать предложения со слов "потому что", "поэтому"...
    Из позитивного: большое количество примеров из художественной литературы. Разных.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И ещё... Во втором абзаце при наборе (!), наверное, "не смотря" ("на то...") напечатали раздельно.

      Удалить
  4. СОДЕРЖАНИЕ: 1н/1/1н/2+1н – 45 баллов
    Содержательный недочет: последнее предложение первого абзаца полностью дублирует авторскую мысль. Повторное изложение представляется нерациональным.
    Логическая ошибка: противительный союз в начале последнего предложения первого абзаца предполагает введение противоречащего суждения, однако смысловые отношения между суждениями скорее причинно-следственные.
    Фактический недочет: «переворот» в третьем абзаце (переворот – смена власти без изменения социально-политического строя)
    Речевые ошибки: «политическая ветвь сменяла» в 3 абзаце (нарушение лексической сочетаемости); неоправданный лексический повтор «переживал-переживаниям-переживаться» в последних абзацах (тавтология)
    речевой недочет: излагает видение (излагает точку зрения, представляет видение)

    ЯЗЫКОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ: 1/0/1/0 – 41 балл
    Орфографические ошибки: не смотря на (2 абзац)
    Пунктуационные ошибки: нет
    Грамматические ошибки: неоправданная парцелляция в предпоследнем предложении.

    ИТОГО: 86 баллов – «4»

    Но если бы я проверяла эту работу как член предметной комиссии, оценила бы по-другому: С (0/0/0/2 – 47 баллов); ЯО (1/0/1н/0) – 44 балла; Итого – 91 балл – «5». Работа самостоятельная, умная. Лаконично, но очень точно переданы различия в художественной трактовке одних и тех же событий различными авторами. Если бы не досадная орфографическая ошибка, вообще все было бы замечательно. Спасибо учителю. Успеха ребенку!

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо, Наталья Владимировна, за такой развёрнутый и аргументированный комментарий! Да, если работу немного откорректировать, то будет "5". Сейчас - почти "5". Нужно поработать над речевыми недочётами. Соглашусь, что задание написано достаточно самостоятельно. Ещё раз благодарю Вас, Наталья Владимировна, за активность, методические рекомендации и предоставленные материалы.

    ОтветитьУдалить
  6. Уважаемые коллеги! Огромное спасибо за подробный анализ работ моих учеников! Согласна со всеми замечаниями. Решила предоставить сочинения в первозданном виде. Ведь не только отличники будут сдавать экзамен.Я считаю, что главный плюс этих работ - самостоятельность.А недочёты и ошибки мы исправили))) Желаю нашим выпускникам удачи на ГИА, а нам - интересных работ.)))

    ОтветитьУдалить
  7. Благодарю Вас, Екатерина Андреевна, за предоставленные работы. Вы поступили правильно. Это же тренинг! Нужно было отработать навык проверки творческих заданий и изложений вообще.
    Всем желаю хорошего настроения и достойных результатов.

    ОтветитьУдалить