Готовимся к новому учебному году

пятница, 12 апреля 2019 г.

Тренинг-клуб для экспертов ГИА: Русский язык

Уважаемые эксперты! Продолжаем цикл занятий по подготовке к проверке государственного обязательного экзамена по русскому языку в форме изложения с творческим заданием.

        Предлагаем вам прочитать, проверить и оценить ответ на творческое задание.
      Высылайте варианты отметок, расписав составляющие по соответствующим критериям, комментарии, свои варианты ответа. 
        Если такая форма работы будет интересна словесникам (т.е. будет видна активность читателей блога: опубликованы комментарии, вопросы и ответы), мы продолжим наш тренинг. 
Занятие №4. Практикум


ПУТЕШЕСТВУЙТЕ!

Одна из самых больших ценностей жизни – поездки по своей стране и по другим странам. При этом остерегайтесь делить поездки на интересные и неинтересные, а места, которые посетили, на значительные и незначительные… Делите поездки на те, к которым вы подготовились, и те, к которым не подготовились или подготовились плохо. Любой город, любая страна, любое место, к поездке в которые вы не подготовились, – неинтересны и скучны. И наоборот, если вы знаете историю места, оно становится в десять раз интереснее.
Что значит подготовиться к поездке в незнакомый город? Это значит изучить его историю, знать его планировку, хотя бы по туристическим схемам, отметить на карте заранее все места, которые нужно посетить, и примерные маршруты, чтобы не терять времени.
Не упускайте случая находить интересное даже там, где вам кажется неинтересно. На земле нет неинтересных мест: есть только люди, не умеющие находить интересное, внутренне скучные.
Мне всегда неприятны люди, которые, посещая новые для них места, со скучающим видом говорят своим спутникам: «А вот я был в Париже… Так там…» Надо уметь погружаться в атмосферу того места, куда вас забросила судьба, и всюду уметь находить своё, собственное, характерное. Умение это, конечно, даётся не одним абстрактным желанием, но и знаниями. И особенно важны знания, приобретённые ещё до поездки.
Настоящий результат для интеллигентного человека от его поездок – осознание того, что для внутренне богатого человека весь окружающий мир неисчерпаемо богат.
И второе: поездки воспитывают оседлость, оседлость нравственную, любовь к родному.
Когда доведётся бывать в новом городе, смотреть знаменитые произведения искусства или пейзажи, не поддавайтесь тому, что о них слышали, читали, о чём вам «прожужжали уши». Многое из того, что вы прочитали, поможет понять красоту и ценность увиденного, но может отчасти и помешать собственному, индивидуально вашему впечатлению. Цените своё, но цените искренне и не старайтесь противоречить общему мнению во что бы то ни стало…  
Приведу пример из собственных впечатлений. Я старый петербуржец-ленинградец. Я родился в Петербурге, и там же родились мои родители, прародители. С XVIII века предки мои жили в Петербурге.
Мне с детства постоянно внушали, как красива Нева. Как торжествен центр Невы, как торжествен на Неве ход ладожского льда, какую пышность придаёт городу игла Петропавловской крепости, как красив традиционный полуденный, ровно в 12 часов, выстрел из пушки Петропавловской крепости.
Что центр Невы в самом её широком месте красив – спору нет. Но почему-то этот центр навевает на меня тоску. Это одно из самых печальных и тоскливых мест, … особенно когда от Зимней канавки смотришь на Петропавловскую крепость. Сердце сжимается тоской… Может быть, я с детства слышал об узниках крепости и особенное впечатление на меня произвела в детстве ужасная легенда о княжне Таракановой, затопленной в своей камере ворвавшимся наводнением? Не знаю. И красивейший в мире весенний ледоход так ассоциируется во мне с темой бренности всего существующего…
Путешествия многое нам открывают, о многом заставляют думать, мечтать.
454 слова
По Д. Лихачёву*
Творческое задание
Напишите подробное изложение, передав содержание второй части текста от 3-го лица.

Продолжите текст изложения описанием своих впечатлений от посещения новых мест, подтвердив или опровергнув точку зрения автора, высказанную в последнем абзаце.

Текст для проверки

ПУТЕШЕСТВУЙТЕ!
Познавательная ценность путешествий не вызывает сомнений. Но Дмитрий Лихачев говорит о совершенно другой ценности – духовной и нравственной, о путешествии как способе совершенствования души, инструменте построения личности.
Готовясь к экзамену, я, как встрече со старым другом, обрадовалась тексту В. Астафьева «Чтобы боль каждого»: мне приходилось бывать в Гелати. Я посещала древний собор, прикасалась к могильной плите Давида (она действительно огромна!), слышала голос его сердца.
Почти тысячу лет хранится образ Давида-строителя в благодарной памяти грузинского народа. Почти тысячу лет сердце царя отзывается болью на боль каждого, кто приносит свои беды и тревоги к алтарю Гелатского собора. Почти тысячу лет живет это большое и жертвенное сердце – живет никогда не отпускающей болью сострадания и милосердия, болью любви к людям, заботы об их благоденствии и счастье. Тленно только тело человеческое, но вечно жива душа. И живая душа Давида продолжает помогать душам соплеменников и всех страждущих, разделяя с ними боль и заботы.
Это путешествие стало для меня настоящим духовным и нравственным уроком: каким должен быть настоящий правитель и человек.



13 комментариев:

  1. Уважаемая Лариса Васильевна! А где можно найти критерии оценивания - ту сетку, которая была в прошлом году? Форма тренинга интересная и полезная, спасибо. В этом тексте я нашла 3 речевые ошибки, одну пунктуационную и одну грамматическую; объем соответствует, тема, на мой взгляд, раскрыта.

    ОтветитьУдалить
  2. Благодарю Вас, коллега, за комментарий, за оценивание. Сетка есть. Немного измнились требования. Должна быть на сайте Ресобрнадзора. Возможно, они разместят ё ближе к ГИА. На ИМС её раздавали экспертам.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо. На сайте Ресобрнадзора пока нет, буду следить за обновлениями.

    ОтветитьУдалить
  4. Извините, на блог выложить не могу. Вы эксперт? Если да, то на следующей неделе будут дополнительные ИМС для экспертов. Для тех, кто не приехал на первое занятие. Там будем работать с критериями.

    ОтветитьУдалить
  5. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  6. Действительно, интересная форма работы.
    В данном сочинении ошибок не нашла, но изменила бы построение последнего предложения (сделала бы его союзным).

    ОтветитьУдалить
  7. Сетка (ссылка)
    http://gia.resobrnadzor.ru/wp-content/uploads/2019/04/3.-%D0%93%D0%9E%D0%AD_%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA_11_%D0%9A%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B8.pdf

    ОтветитьУдалить
  8. Благодарю Вас, Татьяна Викторовна! Оперативно! Будем продолжать работу в тренинг-клубе!

    ОтветитьУдалить
  9. Добрый вечер! Я нашла только один недочёт в тексте. Данное сочинение можно оценить высокой отметкой.

    ОтветитьУдалить
  10. Спасибо, Екатерина Андреевна! Благодарю за инициативу!
    Хотелось бы конкретнее: содержание, языковое оформление...
    Обсудим, коллеги!

    ОтветитьУдалить
  11. Хорошая работа, но я бы убрала вот это уточнение: "Готовясь к экзамену, я, как встрече со старым другом, обрадовалась тексту В. Астафьева «Чтобы боль каждого»", так как это кажется отсылкой именно к названному тексту, ну, или наводит на мысль, что творческое задание написано сразу к двум текстам одновременно. Если убрать указанное предложение, то наблюдается нехватка количества слов: их остается 147.
    И хотелось бы все же, чтобы автор данной работы не просто продолжил текст, а подтвердил или опроверг "точку зрения автора, высказанную в последнем абзаце".
    В связи с этим у меня вопрос: как оценить творческое задание, если оно написано грамотно, но есть недостаточное количество слов, нет привязки к самому заданию? Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  12. Ув. Наталья Анатольевна! Благодарю за участие в работе тренинг-клуба. 147 слов - это допустимый вариант. До 5-ти слов. Но это максимум. Соглашусь с Вами: нужно выполнять то задание, которое указано после самого текста и названо творческим. Согласиться или не согласиться с автором. Поэтому делаем вывод: задание выполнено, но не является достаточным. Вывод: заслуживает отметки "4".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ув. Лариса Васильевна! Огромное спасибо за разъяснения и обратную связь! Я согласна с Вашей оценкой работы на "4".

      Удалить