Готовимся к новому учебному году

среда, 3 апреля 2019 г.

Тренинг-клуб для экспертов: ГИА по русскому языку


Рекомендации по квалификации ошибок 
при проверке
экзаменационных работ по русскому языку

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической. 



Например:
– подскользнуться  вместо поскользнуться, благородность вместо благородство – здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс;
– без комментарий вместо без комментариев, едь вместо поезжай, более легче – неправильно образована форма слова, т.е. нарушена морфологическая норма;
– заплатить за квартплату, удостоен наградой – нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления);
–  Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю – неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т.е. нарушены синтаксические нормы.

В отличие от грамматических речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например: Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»; Они потеряли на войне двух единственных сыновей. Само по себе слово одноименный (или единственный) ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.
Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен (см. примеры выше). Не следует также смешивать ошибки грамматические и орфографические.

Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова; она может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных – в безударном положении, для согласных – на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях. Такую ошибку можно только увидеть, услышать ее нельзя: на площаде, о синим карандаше, небыл, кто то, полапельсина.

Грамотность речи оценивается по количеству ошибок и недочетов, допущенных экзаменуемым в тексте письменной работы.

На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках. Напомним соответствующее место из «Норм оценки знаний, умений и навыков по русскому языку».

Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:
1)  в исключениях из правил;
2)   в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
4) в написании и и ы после приставок;
5) в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как …; ничто иное не …; не что иное, как … и др.);
6) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок.
Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.
Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.
Ошибки графические (не учитываются при проверке) – разновидность ошибок, связанных с графикой, т.е. средствами письменности данного языка, фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи. К графическим средствам помимо букв относятся: различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различных подчеркиваний и шрифтовых выделений.
Графическими ошибками становятся различные описки и опечатки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Исправляются, но не учитываются описки – неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (рапотает вместо работает, мемля вместо земля).
К числу наиболее распространенных обычно относят:
- пропуски букв: ... весь роман  стоится (следует: строится) на этом
- перестановки букв, напр.: ...новые наименования пордуктов (следует: продуктов);
- замены одних буквенных знаков другими,  напр.: лешендарное Ледовое побоище (следует: легендарное Ледовое побоище);
- добавление лишних букв: Вот почему важно в любых, дашже самых сложных, условиях <...> (следует: даже)




7 комментариев:

  1. Добрый вечер, Лариса Васильевна. Спасибо за материалы. Еще раз проработали типы грамматических ошибок.

    ОтветитьУдалить
  2. Благодарю за активность и смотивированность, Галина Казимировна!

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо большое! В очередной раз проработала данную классификацию, позаимствовала в свою копилку)))

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо большое! В очередной раз проработала данную классификацию, позаимствовала в свою копилку)))

    ОтветитьУдалить
  5. Ув. Екатерина Андреевна! Благодарю Вас за активность на блоге.
    Я тоже уверена, что повторение всегда полезно.

    ОтветитьУдалить
  6. Уважаемая Лариса Васильевна, большое спасибо!Ваша дистанционная помощь - незаменимое подспорье каждому словеснику в практической деятельности. Иду создавать видеоурок по этой теме для учащихся. Какая прелесть, когда каждый Ваш совет подсказывает новую идею для организации учебного процесса! И за это спасибо вдвойне!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю, коллега! Мы это делаем вместе! Спасибо всем участникам тренинга!
      Просьба: привлекайте словесников! Пусть и Ваши коллеги примут участие в тренинге! Уверена, что будет польза всем читателям блога!

      Удалить