Готовимся к новому учебному году

среда, 3 апреля 2019 г.

Тренинг-клуб для экспертов: ГИА по русскому языку


Речевые ошибки

В отличие от грамматических, речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например: Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»; Они потеряли на войне двух единственных сыновей.

Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.



Вид ошибки
Примеры
1
Употребление слова в несвойственном ему значении
Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
Мысль развивается на продолжении всего текста
2
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

Мое отношение к этой проблеме не поменялось.

Были приняты эффектные меры
3
Неразличение синонимичных слов
В конечном предложении автор применяет градацию
4
Употребление слов иной стилевой окраски
Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею
5
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов
Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений
6
Неоправданное употребление просторечных слов
Таким людям всегда удается объегорить других
7
Нарушение лексической сочетаемости
Автор увеличивает впечатление.
Автор использует художественные особенности (вместо средства)
8
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм
Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов.
Молодой юноша, очень прекрасный
9
Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология)
В этом рассказе рассказывается о реальных событиях
10
Неоправданное повторение слова
Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного
11
Бедность и однообразие синтаксических конструкций
Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу
12
Неудачное употребление местоимений
Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю.
У меня сразу же возникла картина в своем воображении
13
Речевая недостаточность
Привлечь <…> читателей к данной проблеме

8 комментариев:

  1. Не знаю, как у других, а у меня есть такая привычка подчеркивать все красной пастой :(
    Особенно в работе слабого ученика, когда, правда, тяжело разобраться: а что же вынести на поля как ошибку?
    Спасибо, Лариса Васильевна, за подробную типологию.

    ОтветитьУдалить
  2. Ув. Татьяна Викторовна! Да. Нужно подчёркивать и выносить на поля Р. Но учащиеся должны знать типы речевых ошибок и не допускать их. И понимать, что подчёркнуто, что это за ошибка!

    ОтветитьУдалить
  3. Обязательно возьму эту классификацию речевых ошибок и раздам своим выпускникам (и не только)! Огромное спасибо за Ваш труд!

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо, Екатерина Андреевна! Учителя это должны были сделать ещё в начале года. Выпускникам было бы это очень полезно!
    Благодарю Вас за поддержку инициативы!

    ОтветитьУдалить
  5. Не работаю в старших классах, но при анализе работ в среднем звене разбираем ошибки и их типы. Дети действительно интересуются не только полученной отметкой, но и отслеживают на полях, за что же отметка снижена. Причем классификацией ошибок они не владеют вообще, к сожалению... Будем работать :)

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо, Татьяна Викторовна! Соглашусь с Вами: главное - понять, что это за ошибка, и не допускать её больше. Ученики должны быть ознакомлены с классификатором.

    ОтветитьУдалить
  7. Классификатор от Вас, Лариса Васильевна, - прекрасный помощник в работе над речевыми ошибками. К Вашим примерам обязательно соберу примеры из сочинений и творческих работ своих учеников. Так и сама себя подучу, и ребятам будет легче это объяснить. Огромное спасибо!

    ОтветитьУдалить
  8. Благодарю Вас, larisa! Примеры не мои. Это "Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерациипо проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2019 года!. Уверена, что эта информация будет полезна не столько учителям (они и сами это знают), сколько ученикам, которые будут писать не только ГИА или ЕГЭ, но любую творческую работу, создавать текста.

    ОтветитьУдалить