Готовимся к новому учебному году

пятница, 17 мая 2019 г.

Тренинг-клуб для экспертов ГИА: Русский язык

Ув. коллеги-словесники! 
Продолжаем работу нашего тренинг-клуба для экспертов ГИА. 
Предлагаем для обсуждения работу (творческое задание) выпускника 11 класса одного из образовательных учреждений города Донецка. 
Благодарим учителя за предоставленную возможность провести методический диалог.
Пишите, коллеги. Нам очень важно ваше мнение!
Тренинг-клуб ждёт креативных, смелых, творческих, методически грамотных, интересных собеседников! И это, конечно же, вы!
Занятие № 22.

ПУТЬ СВЯТОГО АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО
Поразмышляйте над высказыванием М. Горького «В жизни всегда есть место подвигу», включив в текст рассказ о нравственном подвиге вашего современника.
Что такое «нравственный подвиг»? О поступках во имя добра люди знают давно. Некоторые нравственные принципы формировались тысячелетиями и передавались из поколения в поколение. Составляющие нравственного подвига: служение людям, служение Богу и служение самому себе. Примерами могут служить жизни таких ярких  личностей, как Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Лев Толстой, Антон Павлович Чехов. Но это не значит, что понятие “нравственный подвиг” утратило свою актуальность в наши дни. Каждый человек способен к нему и  должен стремиться к духовному  самосовершенствованию, к тому, чтобы совершать добрые поступки во имя других людей.  
В интернете есть сайт «Герои нашего времени». Цель этого сайта – показать всем читателям, что подвиг по силам каждому.  Например, меня поразила история мальчика Димы Некрасова, который спас из горящего здания  17 человек.  Пожар произошел в старом общежитии, куда  мальчик пришел навестить маму, лишенную родительских прав (ребенок живет с отцом и учится в интернате для слабовидящих детей). Проснувшись от едкого запаха гари, он разбудил маму и стал стучать что есть силы в двери комнат на этаже. Ему было страшно, он задыхался, кружилась голова, но он поднял с постелей  всех жильцов и вывел на улицу. Эта история теперь в памяти спасенных им людей. «Нравственный подвиг жизни принадлежит не  только каждому человеку, но и народам….», – утверждал писатель К. Аксаков.
Оказывается, не имея стальных мускулов и не обладая сверхъестественными способностями, можно совершить подвиг. Мальчик Дима, ребенок-инвалид, переступил через собственный страх и совершил доблестный поступок.
Это история подтверждает высказывание Горького: «В жизни всегда есть место подвигу». Действительно, нравственный подвиг — это поступок настоящего героя, удел само­отверженных людей. (247 слов)

43 комментария:

  1. Благодарим, Елену Александровну, за предоставленные тексты творческих заданий. Спасибо её ученикам и студентам.
    Уважаемые коллеги! До начала ГИА осталось 11 дней. Работаем!

    ОтветитьУдалить
  2. Добрый день, коллеги. Работа очень достойная, глубокая, тема раскрыта, есть замечательные примеры и из литературы, и из жизни!
    Содержание – 49 баллов (0-0-1-0).
    Языковое оформление - 49 баллов (0-1-1-0)
    49+49=98 баллов. Оценка «5»
    «Составляющие нравственного подвига: служение людям, служение Богу и служение самому себе». – пунктуация. (Думаю, что вместо двоеточия было бы лучше тире, тогда это будет тире между подлежащим и сказуемым, выраженными именем существительным)
    «Но это не значит, что понятие “нравственный подвиг” утратило свою актуальность в наши дни. Каждый человек способен к нему…» - грамматика (во-первых, «к нему» (к подвигу или понятию?), во-вторых, «способен к подвигу или на подвиг»?). У Розенталя Д. Э. "Управление в русском языке":
    Способный (способен) - 1. (имеющий способность, склонность к чему-л.) К ЧЕМУ. Способный к музыке; Способный к труду; Ее поразило, что Кирилл способен ко лжи и утайкам (Фед.). 2. (готовый, расположенный сделать что-то) НА ЧТО. Способный на жертвы; Способный на большие дела; Ее пустота не мешала ей бывать способной на порывы чувств по отношению к тому, кто ей нравился (Сим.).
    «В интернете есть сайт «Герои нашего времени». Цель этого сайта…» - тавтология (лучше бы было заменить на «цель этого ресурса или поекта»)
    Еще есть некоторые замечания к работе, на которые я бы обратила внимание, но в экзаменационной работе не стала бы выносить в ошибки
    «…совершил доблестный поступок» - «доблестный» имеет оттенок книжности, более благозвучно, на мой взгляд, «героический», «мужественный», «отважный». А там – дело вкуса)))
    «Это история подтверждает высказывание Горького…» - «подтверждает» я бы заменила на «иллюстрирует».

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ольга, за вашу кропотливую работу! Очень здорово, что вы ссылаетесь на авторитетные источники, тщательно разбираете ошибки и недочеты. Знаете, при огромном количестве работ учеников глаз учителя "замыливается" и не видит того, что мог бы увидеть. Здорово, что есть такой тренинг и возможность посмотреть со стороны.

      Удалить
    2. Спасибо, что даете работы своих учеников для всеобщего обсуждения. Видно, что за ними стоит огромный труд учителя. А ошибки и допускают все, и пропускают все... Мы же живые люди. Бывает, перечитываешь то, что проверил, и диву даешься: как я не увидела?!

      Удалить
    3. Вот и состоялся методический диалог двух профессионалов! Спасибо коллеги, Елена Александровна и Ольга Леонидовна! Вы отлично поработали! Молодцы!

      Удалить
    4. Получила письма на электронную почту. "Лариса Васильевна, доброй рабочей субботы Вам! Благодарю в очередной раз за инновационный приём накануне ГИА с целью улучшения качества проверки работ членами комиссии! Работа, предоставленная Еленой Александровной и компетентный анализ, проведённый Ольгой Леонидовной - прекрасный тренажёр для всех проверяющих. Большое спасибо коллегам за системный подход в подготовке учащихся к экзамену.
      PS: читаю постоянно комментарии и написала комментарий, но не смогла отправить, так как регистрация моя на блоге осуществится в течение 5 дней из-за потери пароля".
      С ув., Анна Карпенко, Донецк

      Удалить
    5. Спасибо большое, Ольга, за подробный и интересный комментарий.
      Разрешите немножко добавить.
      Мне совсем не нравится предложение "Составляющие нравственного подвига: служение людям, служение Богу и служение самому себе" ни с двоеточием, ни с тире. В этом предложении явные речевые ошибки, так как отдельные слова не совмещаются по смыслу. Первое же слово "составляющие" предполагает "членимость" "общего"(о котором пойдет речь) на части, которые можно сосчитать или измерить. "Нравственный же подвиг" не может распадаться на какие-то исчисляемые куски. Кроме того, подвиг - это что? это действие? это хладнокровное действие? это многократное действие? насколько это действие протянуто во времени? Если ответить на все эти вопросы, то окажется, что "подвиг" не может включать в себя "служение", т.к. условием подвига является экстремальная ситуация, которая требует от человека немедленного напряжения умственных и физических сил, быстрого принятия решений, часто - выполнения каких-то действий, которые до этого человек не умел совершать. "Служение" же - это некая форма существования личности, которая ежедневно, постоянно, в состоянии спокойном и уравновешенном выполняет какие-то действия, которые приносят пользу кому-то (чему-то). Значит, "служение" не может быть частью "подвига", скорее наоборот. Поэтому, чтобы избежать ошибок в этом предложении, необходимо автору его перестроить, предварительно уяснив смысл того, о чем необходимо сказать.

      Удалить
    6. Благодарю Вас, Людмила Игоревна! В нашем полилоге появилось новое направление. Это филологический и философско-нравственный аспекты. Очень интересно. Поразмышлять... есть над чем.

      Удалить
  3. Добрый день! Огромное спасибо Ольге Иноземцевой за такой подробный анализ ошибок и недочётов, допущенных обучающимися. Очень хотелось бы, чтобы члены предметных комиссий по проверке работ ГИА обратили внимание на комментарии учителя. Спасибо Ларисе Васильевне за этот вид работы. Думаю, если все эксперты хотя бы прочитают выставленные ученические работы и их анализ, то при проверке работ будет легче увидеть допущенные ошибки и недочёты.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю Вас, Наталия Викторовна! Я тоже очень надеюсь, что эксперты хотя бы знакомились с предложенными вариантами ответов на творческие задания к изложениям и мнением коллег, если и не писали на страницах блога свои комментарии. Почти коуч-тренинг. Скрытая форма руководства самообразованием.

      Удалить
    2. Спасибо большое за образцы! Не всегда было время, чтобы прокомментировать что-то, к сожалению. Но - польза огромная! Не убирайте хотя бы до экзамена этот материал, пожалуйста!

      Удалить
    3. Хорошо, Людмила Игоревна! Мы продолжим и на следующей неделе. Есть ещё работы, которые можно обсудить. Спасибо коллегам-словесникам. Присылают.

      Удалить
  4. Вечер добрый, коллеги! Спасибо за помощь в подготовке к работе. Доступно, полезно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю Вас, Татьяна Николаевна, за поддержку и оценку данного учебно-методического проекта. Надеюсь, что тренинг был полезен и учащимся.

      Удалить
  5. Спасибо педагогам, предоставившим работы для анализа текстов. Интересный опыт для экспертов ГИА. Сочинение глубокое, содержательное. Заслуживает самой высокой оценки.




    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю Вас, Наталья Николаевна, за поддержку и активное участие в работе тренинг-клуба. Нам важно мнение коллег (тем более, анализ от автора "Литературных пятниц" и лауреата конкурса профессионального мастерства "45 минут славы").

      Удалить
    2. ... и преподавателя многопрофильного лицея!

      Удалить
  6. Уважаемая Лариса Васильевна, хочу выразить слова благодарности за организацию работы тренинг-клуба. Думаю, все участники согласятся со мной. Работа проделана огромная и очень полезная. Мы делились работами своих учеников, видели отзывы коллег об этих работах, смогли обратить внимание на те недочёты, которые не увидели, на спорные моменты. Мы совместно анализировали работы. А это очень важно. Спасибо большое за хорошую идею и организацию педагогов к плодотворной и активной деятельности.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна, Елена Михайловна! Мнение коллег всегда важно. Даже тогда, когда оно другое. Мотивирует на дальнейшую работу. Ещё раз благодарю за активность в работе тренинг-клуба и предоставленные для анализа материалы.

      Удалить
  7. Большое спасибо за практическую направленность и истинную ценность каждого занятия в тренинг-клубе. Это настоящая поддержка и накопительный опыт особенно для тех, кто будет впервые принимать участие в проверке работ.

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо, Ирина, за поддержку и за то, что стали участником тренинг-клуба.

    ОтветитьУдалить
  9. Добрый день, коллеги, Лариса Васильевна!Через неделю наши выпускники напишут экзаменационные работы.Хочется поблагодарить всех за новый формат подготовки, ведь работы ребят за эти годы стали качественнее, думаю, благодаря инновационным формам, предлагаемым кабинетом русского языка.
    Желаю всем нам успешного окончания года!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Взаимно! Спасибо, Виктория Васильевна! Мы работали вместе. Конечно, хотелось бы, чтобы наша команда было более многочисленной. Увеличилось количество не только читателей, но и "писателей", комментаторов.

      Удалить
  10. Здравствуйте, коллеги!
    Спасибо Ольге Леонидовне за подробный комментарий, к которому и добавить нечего! С большим вниманием читала все ее рекомендации и всегда соглашалась!
    Благодарю Елену Александровну за интересные, качественные и разнообразные работы ее студентов! Удачи Вам, Елена, и Вашим ребятам на ГИА!
    Огромное спасибо Ларисе Васильевне за диалог с нами, за возможность научиться у коллег, за оперативность, выдержку и умелое руководство тренинг-клубом!
    Всем удачи! Да, храни вас Бог!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю Вас, Наталья Анатольевна, за преданность клубу профессионалов! Надеюсь, что общение не прошло зря для всех нас. Есть идея: если формат ГИА останется прежним в следующем году, может, составим из этих и других работ сборник? Хотя бы элктронную версию. Как Вы считаете?

      Удалить
    2. Лариса Васильевна, мне Ваша идея очень нравится!

      Удалить
    3. Спасибо за поддержку, Наталья Анатольевна! Значит, будем делать. Приглашаю в группу соавторов.

      Удалить
  11. Добрый вечер, коллеги. Спасибо всем инициативным, думающим, неравнодушным, беспокоящимся. Спасибо, Лариса Васильевна, Вам за создание такой онлайн-лаборатории - тренинг-клуба. За новую возможность и корректировки собственной работы, и совместного анализа предложенного материала. Это даёт и опыт, и дополнительную мотивацию. И сближает. А духовная близость, интеллектуальное единство душ у нашего филологического сообщества - это заслуга отдела РЯЛ. С окончанием учебного года, коллеги! С ещё одной написанной и прочитанной книгой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ув. Елена Андреевна! Прежде всего, спасибо самым активным участникам клуба: и тем, кто присылал работы для анализа, и тем, кто писал комментарии, и тем, кто мотивировал, и тем, кто готовился к работе в качестве эксперта. И всем вам, коллеги!

      Удалить
  12. Уважаемые коллеги! Огромное спасибо и за представленные работы, и за комментарии к ним. Заходила в тренинг-клуб постоянно, старалась оценить работы и ознакомиться с мнением коллег. Отельное спасибо организатору тренинг-клуба. Уважаемая Лариса Васильевна, огромное спасибо вам за общение, за опыт, за такую креативную форму подготовки учителей к проверке работ ГИА. В предстоящей аттестации желаю успеха и учащимся, и коллегам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю вас, коллеги! Читала Ваш комментарий. Поддерживаю вас: всем желаем творческого вдохновения! Продуктивной работы! Адекватного оценивания! Удовольствия от проверки и от содержания самих творческих заданий.

      Удалить
  13. Ув. Лариса Васильевна! Спасибо большое за создание тренинг-клуба. Материалы (очень важны комментарии) позволяют не только продуктивнее готовить школьников к ГИА, но и совершенствовать умение анализировать творческие работы. Особенно полезно и важно это перед предстоящей аттестацией. А для экспертов участие в диалоге - это мотивация по-новому взглянуть на собственный опыт и поучиться у коллег. 
    Желаю всем удачного окончания учебного года!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю Вас, коллеги! Спасибо за отзывы. Просьба: активизируйте учителей, которые являются экспертами. Нам очень важны их комментарии. Недостаточная обратная связь. Хотелось бы увидеть здесь мнение коллег. Читали только комментарии и рекомендации Сатункиной С.В. и ваш. Возможно, у них есть иные варианты выполнения творческих заданий. Какие-то образцы, цитаты, примеры, аргументы и т.д. Заранее благодарю.

      Удалить
  14. Спасибо за создание тренинг - клуба. Материал, представленный его рамках поможет учителям скоординировать свою работу по подготовке к ГИА, родителеям и учащимся понять, как построить собственное рассуждение на основе прочитанного текста.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Лариса Борисовна! Хотелось бы, чтобы учителя активнее предлагали варианты творческих заданий, комментировали, давали рекомендации, какие-то примеры и т.д. Это же тренинг, а не банк ответов на творческое задание к изложениям. Но пока... только 20 активных членов клуба.
      Коллеги, присоединяйтесь! Делитесь опытом! Уверена, что есть интересные предложения, эталонные варианты ответов и др. Будем рады обменяться мнениями.

      Удалить
  15. Здравствуйте, Лариса Васильевна. В не совсем открытом доступе появились три текста, которые якобы могут быть на экзамене. На официальном источнике их нет. Скажите, это провокации? Или есть новые тексты,которые пока не доступны, но уже есть в интернете? Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  16. Я не знаю, о каких текстах идёт речь. И что такое "не совсем открытый доступ"?
    Ув. Зинаида, мы здесь тренируемся проверять тексты, оцнивать творческие задания. Это открытое пространство. Эту информацию читают и учащиеся, и учителя, и руководители, и ... т.д.

    ОтветитьУдалить
  17. Доброго времени суток! Уважаемая Лариса Васильевна, подскажите, пожалуйста, как писать числительные в тексте изложения, если дата, например,-словами или цифрами? Спасибо Вам!

    ОтветитьУдалить
  18. Спасибо за вопрос, Татьяна. Правда, его задавали на ИМС. Были даны общие рекомендации.
    Если 7, 12, 48, то прописываем, если 1941-1945 или 1814-1841, то цифрами.

    ОтветитьУдалить