Готовимся к новому учебному году

среда, 1 мая 2019 г.

Владимир Наумов и команда Школы НЭО "Топики: как это работает в обучении?"


Школа НЭОДобрый день, коллеги!
О топиках мы уже говорили с вами и, пожалуй, не раз. Затронули мы эту тему и на мастер-классе «Делаем текст понимаемым», который состоялся на прошлой неделе. Запись и презентацию мастер-класса, вы можете получить здесь.
Сегодня мы вернёмся к теме топического (эвристического) подхода в обучении и посмотрим на конкретных примерах, как это работает на практике.

У нас в обучении и образовании нынче мода на творчество: то, что креативно и оригинально «по определению», есть хорошо. Общеизвестное и многократно повторенное и повторяемое, сто раз проверенное и измеренное порой воспринимается как мало интересное.
Однако в любом учении должны быть соблюдены необходимые пропорции между общеизвестным (науке, технологиям, практике деятельности, даже обыденному сознанию), с одной стороны, и личным: оригинальным и субъективным – с другой. В конце концов, учащиеся в школах разного уровня осваивают преимущественно то, что стало известно до их появления на свет и давно стало достоянием культуры и содержания обучения.
Как соблюсти баланс между общеизвестным и субъективным, механическим восприятием материала и его творческой переработкой учеником?
Теоретический ответ на это вопрос был дан еще в античности, а вот на практическое его разрешение, похоже, человечество и каждый его представитель обречены навеки.
Баланс между общеизвестным и личным  в деле учения позволяют соблюсти описанные еще древними греками топики.
Топики – это смысловые модели, которые позволяют изучающему ту или иную дисциплину найти предметы для изучения и обработать их в своем сознании.

Использование топиков в обучении позволяет ученику:
  1. Обнаружить предмет изучения (Кто, что, где, зачем и т.п.) и его характеристики.
  2. Подготовить ответ (устный или письменный; элементарный или в виде проекта, эссе) по итогам изучения чего-либо.
Топический (или эвристический) подход  при  этом рекомендует: прежде чем обратиться к хитросплетениям изучаемого предмета, стоит запустить «превентивную» рефлексию: спросить у себя, а что мне уже известно об изучаемом, что я об этом знаю, помню, с чем я  (мои знакомые) уже имели дело ранее и что из этого вышло?
Специфика топиков состоит в том, что они создают своеобразный смысловой  каркас, опираясь на который обучающийся может вписать в общеизвестное нечто личное, субъективное, оригинальное.
Как это работает? Читайте в новой статье на блоге: http://vnaumov.blogspot.com/2019/04/blog-post_29.html


*****
В качестве послесловия и небольшого резюме заметим, что топики обеспечивают целостность информации из той или иной области. И да, для каждой предметной области (технологии, науки, права, искусства, набора правили и инструкций) существуют свои, специфические, топики, которые задают параметры анализа и описания того или иного аспекта изучаемой действительности и деятельности.
Но существуют и универсальные топики, опирающиеся не на профессиональные компетенции, коими  нужно овладевать особо и долго, а на естественную языковую компетенцию человека - носителя родного языка.
С такими топиками вы сможете ознакомиться и применить их сразу же в своей практике на онлайн-курсе «Эвристика для обучающего чтения и письма».
Подробности и регистрация – по кнопке внизу письма.
Курс обещает быть интересным. И нас уже почти 20 участников. Присоединяйтесь!
  
Отправить заявку на участие в курсе
  

  С пожеланиями Успехов,
  Владимир Наумов и команда Школы НЭО 

Комментариев нет:

Отправить комментарий