Готовимся к новому учебному году

воскресенье, 12 мая 2019 г.

Тренинг-клуб для экспертов ГИА: Русский язык

Ув. коллеги-словесники! 

Продолжаем работу нашего тренинг-клуба для экспертов ГИА. 
Занятие №16.
Предлагаем для обсуждения работу (творческое задание) учащегося 11 класса одной из школ города Донецка. 
Благодарим учителя за предоставленную возможность провести методический диалог.
Пишите, коллеги. Нам очень важно ваше мнение!

Тренинг-клуб ждёт креативных, смелых, творческих, методически грамотных, интересных собеседников!


Живой как жизнь
      Дайте собственную оценку процессу, описанному писателем и лингвистом К.И. Чуковским.
     
      Говоря о языковых нормах и механизме обновления нашего словарного запаса, подчеркну, что это очень трудоемкий процесс. Он отображает не только исторические этапы общества, но и характеризует степень развития интеллекта каждого из нас.
    На мой взгляд, автор рассказа показал некий сознательный консерватизм в языке, что в некоторой мере и правильно, ведь существуют определенные рамки, традиции, которые нарушать не следует, но и навязывать свое мнение при изучении языка не стоит. Мы стремимся идти в ногу со временем, интересуемся новыми подходами при изучении лексики, поэтому каждый волен выбирать удобные, понятные и простые в обиходе слова и выражения.
     Безусловно, слова имеют свое значение и окраску. Один человек со злом скажет: "дурак!", другой заменит это слово на "глупый", а слово "глупец" и вовсе переносит в прошлый век. Из "давеча" и "сегодня" мы, конечно же, выберем второе, потому что это слово нам ближе и понятнее. Об этом красиво сказал В. Г. Белинский: "Дело не в слове, а в тоне, в каком оно произносится!"
      Без сомнений, в наследство мы получаем много информации, перелитой в слова, и только от нашего восприятия зависит, какими формами мы будем пользоваться в определенной речевой ситуации. Главное, не выглядеть глупо, как героиня романа Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев" Элочка-людоедка, лексический запас которой состоял из тридцати слов.
     Подводя итог, хочу отметить, что людям должно быть свойственно беречь и приумножать богатство своего языка и главным в этом деле, чтобы наш словарный запас должен соответствовать духу времени, а нам нужно, чтобы было тепло и уютно в родной речи. 
                                          (242 слова)
Ученик 11 класса
Ленинский район г. Донецка

19 комментариев:

  1. Уважаемые коллеги! Может быть, кто-нибудь отзовется и прокомментирует работу?! Не хочется думать, что сказать вам нечего! Спасибо за понимание!

    ОтветитьУдалить
  2. Хорошая работа, Наталья Анатольевна! Отличие работы - много вводных слов. И пример интересный. Спасибо.
    Можно предложить другим ребятам рассказать о влиянии молодёжного сленга на литературный язык, о языке интернет-общения, об SMS-сообщениях, об "албанском языке".
    Есть интересный текст.
    (1)Владеете ли вы русским языком?
    (2)Не спешите отвечать на этот вопрос утвердительно. (3)Всё зависит от того, что понимать под «владением» языком.
    Начнём с того, что русским языком во всём богатстве его грамматики и особенно словаря вообще никто не владеет. Число слов в современном русском литературном языке приближается к 120 тысячам. Но если мы возьмём число слов, употребляемых даже самыми крупными русскими писателями, то оно далеко не будет достигать этого числа. Например, А.С. Пушкин, к произведениям которого сейчас составлен пол-ный словарь, употреблял «всего-навсего» 21 тысячу слов.
    (8)Дело даже не в этом. (9)Владеть языком — значит максимально ис-пользовать все выразительные возможности, скрытые в нём; уметь вложить даже в самый малый запас слов, выражений всё то, что можно в него вложить; уметь понять сказанное так, как оно было сказано. Всё это не так просто.
    (А.А. Леонтьева)

    ОтветитьУдалить
  3. Ув. коллеги! Поддержите обсуждение! Уверена, что у вас есть интересные работы на эту тему. Высказывайтесь! Заранее благодарю!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. С Вашего разрешения, уважаемая Лариса Васильевна, я прерываю свое участие в тренинг-клубе?! Спасибо, что дали уникальную возможность обменяться опытом и поучиться правилам проверки ГИА!

      Удалить
    2. Ещё раз спасибо, Наталья Анатольевна! Общение было полезным и интересным.
      Я тоже завершаю работу этом странице.

      Удалить
  4. Спасибо, Лариса Васильевна, за комментарий и рекомендации! Выскажу свое мнение: то, что в сочинении переизбыток, я бы сказала, вводных слов, мне не очень нравится, хорошо, что знаки препинания стоят на своих местах.
    В первом предложении второго абзаца я бы заменила словосочетание "автор рассказа" на "К. И. Чуковский".
    В последнем абзаце нарушен грамматический строй предложения: нужно поменять окончания в словах "главным" на "главное", "соответствовать" на "соответствовал" и убрать слово "должен".
    Оценивать не буду, так как хотела услышать мнение коллег, но, увы! Получается, что сама предложила - сама прокомментировала...

    ОтветитьУдалить
  5. Да. Но сегодня словесник из Киевского района рассказала мне по телефону, что ежедневно читает материал клуба, почерпнула много интересного и полезного, постит информацию на блог (или сайт), пересылает коллегам и т.д. Почему не пишет? Не знаю. Почему, коллеги?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это возмутительно! Что значит "постит", "пересылает"? Хорошо устроились наши коллеги?! Встретимся на проверке - посмотрим!

      Удалить
    2. Вот-вот! А поработать сами почему-то не хотят! Или не умеют? Или привыкли к тому, чтобы всё давали готовое.
      Правда, некоторые даже не знают, как и где писать нужно. И учеников не хотят спрашивать, и своих родных стесняются попросить помочь, объяснить, как пользоваться. Есть и такие.

      Удалить
  6. Добрый день, соглашусь с Вами, Наталья Анатольевна, что в последнем абзаце «хромает» грамматика и есть речевой недочет (должно и должен – тавтология).
    В предложении «Без сомнений, в наследство мы получаем много информации, перелитой в слова, и только от нашего восприятия зависит, какими формами мы будем пользоваться в определенной речевой ситуации», по моему мнению, было бы лучше написать вместо «формами» - «какими из них…»
    А примеры в работе очень хорошие, демонстрируют богатый словарный запас!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, уважаемая Ольга, за комментарий! Удачи Вам и Вашим ученикам!

      Удалить
    2. Точно знаю, что выпускники активно мониторят наш тренинг!

      Удалить
    3. Огромное спасибо за интересное и плодотворное сотрудничество

      Удалить
    4. Благодарю Вас, Ольга Леонидовна! Значит, будем радовать успехам наших выпускников.

      Удалить
  7. Добрый день, коллеги! Позволю себе прокомментировать предложенный текст. На мой взгляд, не вполне корректно первое предложение: "Говоря о языковых нормах и механизме обновления нашего словарного запаса, подчеркну, что это очень трудоемкий процесс". Что же является «трудоёмким процессом»: процесс «говорения» о языковых нормах или механизм обновления словарного запаса? Спорно и употребление слова трудоёмкий (= требующий большой затраты труда): языковые нормы изменяются в течение длительного времени, постепенно, эти изменения не сразу заметны и признаются нормативными лишь тогда, когда приобретают – с одобрения общества, а не путём большой затраты труда! - массовый характер.
    Можно попробовать другой вариант: "С течением времени языковые нормы могут изменяться (это обусловлено изменениями в обществе); механизм обновления нашего словарного запаса растянут во времени, зависит от многих условий, а потому является весьма сложным процессом".
    В 3-ем абзаце высказывается мысль о том, что из "давеча" и "сегодня" «мы, конечно же, выберем второе, потому что это слово нам ближе и понятнее». Хороший пример. Но вот цитату Белинского вряд ли можно считать удачной иллюстрацией этой мысли, так как критик говорил об интонации, а не о «близости» и «понятности» слова.
    Фразу «только от нашего восприятия зависит» хочется заменить: "от культуры каждого из нас".
    Уважаемая Наталья Анатольевна! Огромное Вам спасибо за текст! Вашим ученикам повезло с учителем! Вдохновения Вам в работе!
    Лариса Васильевна! Мы искренне благодарны Вам за организацию тренинг-клуба, прекрасно понимаем, каких усилий требует эта работа, и, безусловно, ценим Ваш труд и труд самых активных коллег! Удачи нам всем на ГИА!

    ОтветитьУдалить
  8. Благодарю Вас, Светлана Викторовна! Всегда интересен профессиональный взгляд нового участника клуба (клуба! Мы Вас хорошо знаем. Ждём ППО. Очень интересный опыт у Вас!). Спасибо за предложенные варианты. Уверена, что выпускник откорректирует текст, основываясь на рекомендациях, данных Вами и другими коллегами. Для этого и работаем все вместе. И всё же... какова общая оценка работы? Какие ошибки Вы бы вынесли на поля? Эта информация очень важна для экспертов. Хочется, чтобы не было разночтений. Ещё раз спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Лариса Васильевна! Добрый вечер! Приношу извинения за запоздалый отклик. Итак, оценивание.
      Работа производит хорошее впечатление – глубокая, целостная. Пожалуй, любое сочинение 17-летнего выпускника школы (и не только!) можно шлифовать и шлифовать, доводя до совершенства. За этой работой видна личность – интересная, мыслящая, грамотная.
      На поля вынесла бы следующие ошибки:
      Логическая: цитата Белинского, на мой взгляд, не является подтверждением мысли о «близости» и «понятности» слова, хотя связана с предыдущим предложением посредством указательного местоимения - «Об этом».
      Грамматическая: последнее предложение (но для себя отмечу ещё: «интересуемся новыми подходами ПРИ изучении лексики» (лучше «подходами К изучению лексики» или «подходами В обучении лексике»).
      Содержание – 44 балла (0-1-0-0).
      Языковое оформление - 50 баллов (0-0-1-0)
      44+50=94. Оценка «5»

      Удалить
  9. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Светдана Викторовна! Соглашусь, что работа над сочинением никогда не заканчивается (особенно для учителя!). Можно исправлять, вносить коррективы, менять или дополнять аргументы и т.д. Это хорошо! Надеюсь, и наши ученики так относятся к написанию творческой работы. Результаты ГИА покажут! Благодарю Вас за активность!

      Удалить