Готовимся к новому учебному году

четверг, 6 июня 2019 г.

220 лет со дня рождения А.С.Пушкина

06 июня - 220 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин, великий русский поэт, прозаик, драматург, автор бессмертных произведений родился 6 июня 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье. Домашнее воспитание в Москве, Царскосельский Лицей, коллегия иностранных дел в Петербурге, ссылка в Екатеринославль, Кавказ, Кишинёв, ссылка в с. Михайловское и создание более 100 произведений, приглашение в Москву «под цензуру» самого Николая I и женитьба на Наталье Гончаровой, самовольное бегство на Кавказ, возвращение в Москву и жизнь под постоянным тайным надзором, бегство от холеры в Болдино и «болдинский» плодотворный период в творчестве, светская жизнь в Петербурге и «Современник», роковая дуэль на Черной речке… и бессмертная слава.
  Юбилейный день рождения Александра Пушкина отпразднуют в четверг, 6 июня, в Донецке, сообщает ИА News Front. В честь 220-летия великого поэта запланирована серия мероприятий. 
    Торжества начнутся с акции «Знамя русской поэзии». К памятнику поэта принесут цветы представители власти, местные жители, школьники, молодёжь, деятели культуры. Также стартует литературный проект «Читаем и слушаем Пушкина». Каждые выходные на одной из центральной улиц Донецка по радиотрансляции будут звучать пушкинские строчки в исполнении артистов местных театров. 
   Запланирован фестиваль мастеров народных промыслов «Узорочье». Он проводится каждый год и направлен на сохранение и продвижение русского языка в качестве средства международного общения и важной части культурного и духовного наследия. Фестиваль уже давно приобрёл статус открытой площадки, где местные жители могут познакомиться с русскими традициями и русской культурой. 
   В рамках фестиваля пройдут уроки народной хореографии от мастерской русского танца. Театр «Донбасс Опера» под открытым небом покажет оперу Чайковского «Евгений Онегин» в концертном исполнении. Участниками литературно-художественного проекта «Пушкинский бульвар» станут молодые художники. Они будут работать на пленэре под выразительное чтение произведений великого поэта. Дополнят праздник театрализованное шествие «Чудесный мир Пушкина», конкурс костюмов пушкинского исторического периода. 
     2019 год в ДНР объявлен Годом русского языка. Центральное место в его плане мероприятий занимает празднование юбилея Александра Пушкина. Акция направлена на сохранение и развитие русского языка как основополагающего элемента культуры Донецкой народной республики. Именно русскому языку принадлежит огромная роль в истории Донбасса как части Русского мира. Его важность невозможно переоценить и в современный период, когда идёт процесс интеграции с Россией.
Пушкин! Слово, которое давно уже перестало быть для нас только фамилией писателя, пусть великого, а стало обозначением чего-то такого, без чего саму жизнь нашу помыслить нельзя. Почему?
Чудо Пушкина. Уже современники Пушкина, люди, лично его знавшие, общавшиеся с Пушкиным-человеком, с ним говорившие, первыми после гибели поэта произнесут слова о Пушкине как о безусловном, грандиозном, стихийном явлении. Алексей Кольцов написал о Пушкине стихи и назвал их «Лес». «Солнце нашей поэзии»… Солнце! - навсегда все запомнили и эти слова Одоевского. А Белинский позднее сравнит Пушкина с Волгою, поящею на Руси миллионы людей. Почему?
Гоголь сказал: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла». В Пушкине русский человек явился как модель, как программа и как прообраз будущего.
Мы так привыкли к тому, что Пушкин был первым во всем, что подчас забываем: так случилось и потому, что он был последним, концом всех концов, завершением великой эпохи - XVIII века. Он был последним человеком молодой, развивающейся нации и потому же самому первым человеком нации зрелой, развившейся. Герцен сказал, что на вызов, брошенный Петром, Россия ответила 100 лет спустя «громадным явлением Пушкина». Мы знаем единственные для нас пушкинские слова: «Вольность», «Я памятник себе воздвиг…», «Гений чистой красоты…» - а ведь за ними Радищев, Державин, Жуковский…
«Муза Пушкина, - писал Белинский,-была вскормлена и воспитана творениями предшествовавших поэтов. Скажем более: она приняла их в себя, как свое законное достояние, и возвратила их миру в новом, преображенном виде». Да, все в новой русской литературе идет от Пушкина. Создатель русского литературного языка. Основоположник реализма. Первый подлинный художник-историк. Первый… Первый… Первый…
Недаром великие наши писатели не только Пушкиным начинают, но, пройдя путями разными и сложными, снова выходят к Пушкину: поздний Достоевский и поздний Некрасов, поздний Блок и зрелый Маяковский, и Есенин, и Твардовский. Это не возвращение назад, «не движение по кругу, ибо каждый раз, на каждом новом этапе Пушкин - впереди. Движение от Пушкина оказывается движением к Пушкину.
Возрождение, начало XIX века в России, которое Луначарский, имея в виду собственно Пушкина, называл нашим Возрождением. Горький, в свою очередь, сравнивал роль Пушкина в русской литературе с ролью Леонардо в европейском искусстве. Вот какой смысл получает формула великого критика «Пушкин был первым русским поэтом-художником». Первочеловек установившейся нации должен был явиться художником, а «Пушкин,- говорил Луначарский,- был русской весной, Пушкин был русским утром, Пушкин был русским Адамом».
История показала, что Пушкин не только стал первым хронологически, но и остался первым по масштабам и характеру дарования. Никто лучше самого поэта не определил его эстетического универсализма:
Ревет ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поет ли дева за холмом -
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.
Ты внемлешь грохоту громов
И гласу бури и валов,
И крику сельских пастухов -
И шлешь ответ;
Тебе ж нет отзыва… Таков
И ты, поэт!
А. Н. Островский когда-то назвал стихи Пушкина благодеянием. И это - благодеяние свободы. Чувство свободы, может быть, самое удивительное, что рождает общение с Пушкиным. В «Памятнике» поэт сказал об этом, как о главной своей заслуге: …что в мой жестокий век восславил я свободу…
Пушкин был близок к декабристам, их мысли и чувства питали молодую пушкинскую поэзию, а одно из первых своих произведений он прямо назвал «вслед Радищеву» - «Вольность». Все его творчество от первой до последней строчки есть восславление свободы: антикрепостническая «Деревня», но и фантастический, сказочный «Руслан» - свободная игра духовных сил свободного человека, предчувствие, по слову Белинского, нового мира творчества. Что же, в этом смысле «Руслана и Людмилу» можно назвать и называли «декабристской поэмой». А после 1825 года, после поражения первого у нас революционного выступления, уже «только звонкая и широкая песнь Пушкина раздавалась в долинах рабства и мучений; эта песнь продолжала эпоху прошлую, наполняла своими мужественными звуками настоящее и посылала свой голос в далекое будущее. Поэзия Пушкина была залогом и утешением. Поэты, живущие во времена безнадежности и упадка, не слагают таких песен…» (Герцен).
Однако поразительное ощущение свободы поэзия Пушкина несет не только там, где она о свободе говорит. Поэтому он всегда оставался в подозрении у «жестокого» века, и даже тогда, когда не создавал крамольных, по характеристике Александра I, «возмутительных» стихов. Пушкин - сама свобода. Какое преодоление ограниченности, какая освобожденность от эгоизма в этом признании:
Я вас любил: любовь еще, быть может.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
Любой пушкинский образ бесконечно значителен. Вы помните «К***»:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты…
Пушкинское творчество-это творчество «по законам красоты», одно из высших проявлений самой сути человеческого творчества вообще. Не в этом ли разгадка уникального явления единственного у нас литературное произведениеа в стихах «Евгения Онегина», как «энциклопедии русской жизни» - прямое следствие «энциклопедизма» пушкинской души, пушкинского духа. Не в этом ли способность Пушкина к преодолению национальной ограниченности, своеобразный художественный интернационализм, названный Достоевским всемирной отзывчивостью: «В самом деле, в европейских литературах были громадной величины художественные гении - Шекспиры, Сервантесы, Шиллеры. Но укажите хоть на одного из этих великих гениев, который бы обладал такою способностью всемирной отзывчивости, как наш Пушкин. И эту-то способность, главнейшую способность нашей национальности, он именно разделяет с народом нашим, и тем, главнейше, он и народный поэт. Самые величайшие из европейских поэтов никогда не могли воплотить в себе с такой силой гений чужого, соседнего, может быть, с ними народа, дух его, всю затаенную глубину этого духа и всю тоску его призвания, как мог это проявлять Пушкин.
Замечательная особенность Пушкина: мы, люди, можем разниться по степени понимания его произведений, просто по степени знания написанного им, и тем не менее мы всегда ощущаем всего Пушкина - в каждом стихотворении, в каждой строчке он весь. Даже самые чуткие и дальновидные из пушкинских современников и позднейших, часто выдающихся критиков находили у Пушкина «лучшее» и «худшее», говорили об упадке таланта в «Борисе Годунове» и равнодушно проходили мимо «Повестей Белкина».
Сейчас мы радуемся каждому пушкинскому слову, каждой фразе, им произнесенной, наслаждаемся любым письмом, им написанным. И это потому, что мы уже понимаем если не все в Пушкине, то всего Пушкина.
Любой художник вступает в жестокую схватку со временем, и если выходит победителем, то чаще всего с утратами. И нет у нас подобного Пушкину художника, на которого бы время работало так счастливо, так оплодотворяюще. С течением его значение Пушкина, насущная его для нас необходимость не только не становятся меньше, но все более возрастают.
Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин писал: «Бунт и революция мне никогда не нравились, это правда; но я был в связи почти со всеми и в переписке со многими из заговорщиков». Он болезненно отреагировал на жестокую расправу царя над декабристами: «Повешенные повешены; но каторга 120 друзей, братьев, товарищей ужасна».
Декабристам А. Пушкин посвятил ряд стихотворений, и не было в тогдашней России ни одного читающего человека, который не знал бы наизусть этих искренних посланий.
С искренним восхищением относился поэт к тем, кто, не жалея собственной жизни, поднялся на борьбу против палачей и поработителей. Он верил в то, что «скорбный труд» и «дум высокое стремленье» декабристов не пропадут даром, что их идеи, оброненные в благодатную почву, дадут богатые всходы:
Придет желанная пора:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Пушкин воспевал мужество и силу духа декабристов, их глубокий патриотизм и преданность общему делу, которые не смогли сломить ни ссылка, ни каторжные работы. Находясь вдали от своих родных и близких, живя в ужасных, суровых условиях Сибири и подвергаясь многочисленным лишениям, эти люди продолжали хранить «гордое терпенье».
Поэт, как мог, поддерживал декабристов своими посланиями. Так, в стихотворении к И. И. Пущину, другу его лицейских лет, он высказывал надежду, что его стихи и воспоминания о юности станут источником утешения для брата:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье…
А. Пушкин понимал, что идеалы, к которым стремились декабристы, со временем станут путеводной звездой для огромного количества людей. И настанет час, когда
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

В стихотворениях выдающегося русского поэта навсегда был запечатлен героический поступок декабристов. Я думаю, что нынешнее поколение сумеет с честью отстоять идеи свободы и равенства.

Комментариев нет:

Отправить комментарий