Готовимся к новому учебному году

четверг, 22 августа 2019 г.

Августовская студия: методическая мастерская для учителей-словесников

Сценирование и режиссура современного урока
русского языка и литературы в соответствии с ГОС
 
22 августа в Государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования» состоялась методическая мастерская на тему «Сценирование и режиссура современного урока русского языка и литературы в соответствии с ГОС».
Мероприятие прошло в рамках Августовской педагогической студии работников образования Донецкой Народной Республики. Его участниками стали учителя русского языка и литературы, руководители районных (городских) методических объединений учителей-словесников представители межлицейского методического объединения филологов, методисты районных (городских) методических кабинетов (центров), курирующие предметы языкового и литературного циклов (более 150 человек).


Цель мастерской - актуализация ключевых направлений развития системы образования ДНР в новом учебном году; повышение профессиональной компетенции руководителей городских (районных) методических объединений словесников, учителей русского языка и литературы по вопросу организации инновационного образовательного пространства, сценирования и режиссуры современного урока русского языка и литературы в соответствии ГОС.
Задачи мероприятия:
- актуализировать знания участников семинара о нормативно-правовых документах по организации образовательного пространства в Донецкой Народной Республике в сфере филологии в 2019-2020 учебном году;
- провести анкетирование среди участников методической мастерской «Что я знаю об уроке нового формата»;
- оказать практическую помощь учителям русского языка и литературы, руководителям районных (городских) методических объединений в работе по сценированию и режиссуре урока нового формата;
- ознакомить участников мастерской с имеющимся в Республике опытом работы словесников, осуществляющих   учебно-воспитательный процесс в новой образовательной парадигме;
- дать практические рекомендации по моделированию уроков нового формата, проектированию технологических карт урока;
- подвести итоги работы за первое полугодие 2019 года, обозначить перспективы дальнейшей деятельности, ознакомить с планом работы на второе полугодие.
В работе мастерской приняли участие представители науки Донецкой Народной Республики:
Л.АДеминская, исполняющий обязанности ректора ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования», д.п.н., профессор, главный редактор литературного журнала «Автограф»;
В.Г. Зарицкая, проректор по научно-педагогической работе ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования», к.ф.н., доцент;
В.И. Теркулов, заведующий кафедрой русского языка филологического факультета ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», д.ф.н., профессор, заслуженный учитель Донецкой Народной Республики, член Союза писателей Донецкой Народной Республики;
М.Н. Панчёхина, доцент кафедры русского языка филологического факультета ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», к.ф.н., член Союза писателей Донецкой Народной Республики.
С приветственным словом к участникам методического собрания обратилась ректор ГОУ ДПО «ДОНРИДПО» Л.А. Деминская. Лариса Алексеевна вручила грамоты учителям, руководителям районных (городских) методических объединений, методистам районных (городских) методических кабинетов (центров) за качественное учебно-методическое сопровождение образовательной отрасли «Филология».

С нормативно-правовыми аспектами преподавания русского языка и литературы в новом 2019-2020 учебном году ознакомила словесников В.Г. Зарицкая; Виктория Григорьевна ответила на вопросы участников мастерской, которые касались организации учебного процесса в новом учебном году, и предложила продолжить диалог на страницах сайта ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». Современный филологический контент (тенденции и перспективы) охарактеризовал В.И. Теркулов. Теорию эпистемического планирование современного урока русского языка и литературы как возможность решения праксиологических задач представил А.В. Криворучко, заведующий кафедрой общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». Интерактивный тренинг «Технология проектирования современного урока в соответствии с требованиями ГОС: технологическая карта урока как переход от традиционного, репродуктивного урока к современному, основанному на системно-деятельностном подходе» провела Л.В. Мельникова, заведующий отделом русского языка и литературы ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». Феноменологический подход к преподаванию литературы в школе (на примере урока открытия новых знаний) проафишировала И.А. Тимофеева, учитель русского языка и литературы МОУ «Харцызская средняя школа №24». Стратегии нового урока и модель современного урока русского языка и литературы (на примере урока-рефлексии) социализировала А.Ю. Бондаренко, учитель русского языка и литературы Муниципального общеобразовательного учреждения «Школа № 10 города Тореза». С интересом филологи прослушали информацию руководителя делегации словесников общеобразовательных организаций ДНР на XII Международном научно-методическом семинаре преподавателей русского языка и литературы И.Н. Даниловой «Русская словесность в школьном образовании: традиции и нововведения»; Ирина Николаевна подробно остановилась на модели ЕГЭ-2019 и презентовала проект урока развивающего контроля. «Участие в международных конкурсах и проектах как продуктивное средство повышения профессионально компетенции и методической культуры» – тема выступления Н.Н. Кайдаш, учителя русского языка и литературы Республиканского многопрофильного лицея-интерната при ДонНУ. С системой моделирования технологической карты урока русского языка (общеметодологической направленности) ознакомила участников Рубинская Н.О., методист отдела русского языка и литературы ГОУ ДПО «ДОНРИДПО»; технологической карты урока литературы (урок творчества) – В.В. Романенко, методист отдела русского языка и литературы ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». Интерактивно был организован в финале мастерской этап рефлексии. Словесники работали активно творчески и продуктивно.
Во время проведения студии педагоги обсудили вопросы нормативно-правового обеспечения отрасли «Филология»; познакомились с методическими рекомендациями организации образовательного пространства в Донецкой Народной Республике в сфере филологии (русский язык и литература) в новом учебном году и по разработке рабочей программы учителя; узнали об изменениях в примерных программах, и особенностях учебно-методического сопровождения курсов «Русский язык» и «Литература» в 2019-2010 учебном году, отработали механизм сценирования урока русского языка и литературы и проектирования дорожной карты учителя-филолога по повышению профессиональной компетенции.
Словесники приняли участие в различных формах коммуникации: интерактивные доклады, мастер-классы, моделирование, проектирование, сценирование, тренинг-класс.
Бонусом для участников августовской студии стал музыкально-поэтический сет с участием В.И. Теркулова и М.Н. Панчёхиной.
По итогам работы методмастерской был сформирован кейс с материалами, представленными спикерами во время занятия. Ознакомиться с кейсом можно на блоге отдела русского языка и литературы в итоговой информации по ссылке.

27 комментариев:

  1. Спасибо, Лариса Васильевна, за кейс с материалами!

    ОтветитьУдалить
  2. Благодарю Вас, Наталья Анатольевна! Там есть и рабочие материалы. Думаю, пригодятся. Их можно тоже как-то использовать. Пособия ещё в издательстве. Будет презентационный вариант. Это проект.

    ОтветитьУдалить
  3. От лица учителей-филологов Кировского района - огромная благодарность Ларисе Васильевне, всему отделу русского языка и литературы, Алексею Викторовичу, Виктории Григорьевне и коллегам-спикерам. Кейс - настоящее богатство: и вся нормативно-правовая база, и тщательно подобранные материалы для моделирования урока, и рекомендации к проведению первого урока РЯ (с видео, аудио!), и наработки коллег, и созданные к началу учебного года сборники... Работать хочется! )))) Лариса Васильевна, коллеги, с Новым Годом, с новым учебным годом. Пусть всё сложится!

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо, Елена Андреевна! Взаимно! Пусть год будет плодотворным! Творческого вдохновения вам, коллеги!

    ОтветитьУдалить
  5. Лариса Васильевна! Слышал восторженные отзывы о прошедшей Августовской студии. Я ДАЖЕ НЕ СОМНЕВАЛСЯ, ЧТО ОНА БУДЕТ ИМЕННО ТАКОЙ, ведь отдел русского языка и литературы всегда был генератором всего нового, прогрессивного (каждый учитель получал квалифицированную помощь, человеческую поддержку, качественный материал для работы). И это благодаря Вам, Лариса Васильевна, и вашим коллегам - Галине Николаевне, Наталье Олеговне, Виктории Викторовне. Знаю: ТАК БУДЕТ И ДАЛЬШЕ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю Вас, Михаил Владимирович! Поздравляю Вас с утверждением МОН Вашей авторской программы (см. приказ) и сборника авторских программ. Спасибо за поддержку и творческое сотрудничество. Только с тандеме с учителями, словесниками-лидерами, филологами-профессионалами мы будем выстраивать продуктивную стратегию нового урока.

      Удалить
  6. Спасибо всем причастным за щедрый подарок к началу нового учебного года. Творческих сил и успехов, дорогие коллеги

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Взаимно, Алла Петровна! Творческого вдохновения. Пусть год будет спокойным, мирным, результативным, интересным и продуктивным!

      Удалить
    2. Только так и не иначе. Ура!С новым годом!

      Удалить
  7. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  8. Встреча в педагогической мастерской, как всегда, вдохновила на работу, окрылила, дала импульс свернуть горы в новом учебном году) Огромное спасибо, Лариса Васильевна, Вам и всем причастным к методическому празднику!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И Вам спасибо, Анна Николаевна, за поддержку, активное участие в практикумах и тренинга (в конкурсном движении!). Успехов Вам!

      Удалить
  9. Дорогая Лариса Васильевна! Помогите, пожалуйста, разобраться в количестве часов и рабочих недель. Например, 5 класс - в примерной программе по русскому языку указано 33 раб.недели, 165 часов. В то же время читаю в приказе МОН №1110 - 34 рабочих недели. Это значит, что часов будет больше в этом учебном году (т.е. 170)?
    Спасибо за понимание.

    ОтветитьУдалить
  10. Да. Зарицкая на ММ объясняла, что количество недель в году меняется: 33, 34, 35 (даже 34,5). Программа составляется на период (5-9 классы на 5 лет, 10-11 на 2 года), поэтому было принято решение оставить вариант на 33 часа. Но часов будет больше в этом году в каждом классе, т.к. 34 недели. Соответственно: в 5 классе будет на 5 часов русского языка больше и т.д. В рекомендациях есть строка: дополнительные часы отводить на систематизацию и повторение изученного, подготовку к ГИА и т.д. При изучении литературы - на текстуальное изучение каких-либо тем, повторение и т.д. Учитель имеет право перераспределить часы (кроме контрольно-оценочной деятельности). Часы указаны примерно, тк. программа ПРИМЕРНАЯ.

    ОтветитьУдалить
  11. То есть я могу указать и на титульной странице рабочей программы: 34 недели, 170 часов...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Количество недель уже определено. Умножаем количество часов на количество недель. Это и будет конечная цифра. 5 часов*34 недели=170 часов.

      Удалить
  12. Большое спасибо за кейс с материалами!!!

    ОтветитьУдалить
  13. Благодарю Вас, Анастасия. Надеюсь, что-то будет полезно. Сейчас формируем новый кейс, в котором будут рабочие программы учителя.

    ОтветитьУдалить
  14. Спасибо огромное, Лариса Васильевна, за помощь и поддержку! А за материалы кейса - отдельно.
    Что бы мы делали без Вас? Люблю, восхищаюсь и преклоняюсь! :)

    ОтветитьУдалить
  15. Уже в предвкушении первых уроков... :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Извините за технический сбой, Татьяна Викторовна! Программы Калугиной А.И. уже залиты на диск.

      Удалить
  16. Всем нам творческого вдохновения, уважаемые коллеги!

    ОтветитьУдалить
  17. Спасибо, Лариса Васильевна! Не зря говорят: "Мир освещается солнцем, а человек знанием". Вы наше Солнце, что одаривает нас щедростью и теплотой знаний. Спасибо большое за помощь и отзывчивость! С уважением Александр Сергеевич)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю Вас, Александр Сергеевич! И Вам спасибо за продуктивное сотрудничество. Будем работать сообща. Уверена, что всё получится. И Рабочие программы составить, и количество часов определить в соответствии с учебными неделями, и уроки развития речи совместить с уроками текстоведения, и перераспределить часы на изучение литературы родного края и внеклассное чтение... Пусть учебный год будет приятным!

      Удалить