Готовимся к новому учебному году

среда, 14 августа 2019 г.

Создаём интересные уроки

Об этом сайте
MEL.FM

Учитель русского языка тестирует «Школьный конструктор опыта»

5 методик,уроу из которых я составила урок

1. Мультифрагмент

Что такое стили речи, детям может быть неясно, но в стилях одежды они зачастую разбираются намного лучше учителей. Поэтому в качестве первого шага я выбрала изображения людей, одетых в разных стилях. Ученикам предлагают рассмотреть одежду на фотографиях и определить, кто и в какой ситуации мог бы её выбрать. После короткого обсуждения детей нужно перевести от моды к русскому языку: «Мы обсудили несколько стилей одежды. А какие стили можно различить в речи? На какие из них похожи образы, представленные на фотографиях?»




Карточка «Мультифрагмент»




Официально-деловой стиль




Публицистический стиль




Разговорный стиль




Научный стиль




Художественный стиль

2. Парная работа

Вариантов подачи теории о стилях речи множество. Мне наиболее удобным кажется формат таблицы, в которой указаны характерные черты каждого стиля и примеры его использования. После работы с таблицей ученики в парах рассказывают друг другу, что они поняли и запомнили. Так у нового материала появляются шансы хотя бы ненадолго задержаться в памяти школьников. Кстати, таблицу не обязательно выдавать полностью готовой: можно, наоборот, оставить в ней пропуски и попросить в парах заполнить их.




Карточка «Парная работа»

3. «Крестики-нолики»

Технологию «Крестики-нолики» я знаю и люблю давно. Детям она всегда нравится. В карточке предлагают, чтобы ученики объясняли факты или значения слов, но учитель же всегда может соединить свой опыт с идеями конструктора. Так что в моём уроке вместо фактов будут словосочетания и предложения. Задача — определить, к какому стилю речи они относятся. Побеждают «крестики» или «нолики» в зависимости от количества правильных ответов.




Карточка «Крестики-нолики»

4. Ловля ошибок

Когда материал закреплён и дети уже могут определять стилевую принадлежность словосочетаний и предложений, я делю класс на пять групп. Каждой я даю текст, в котором преобладает один стиль речи, но есть и слова, которые очевидно относятся к другим функциональным стилям. Ученики должны «поймать» ошибки и предложить свои варианты исправлений. Например, дети получат такой текст в официально-деловом стиле с вкраплениями других стилей.
Я, Иванов Иван Иванович, выражаю нереальную благодарность сотрудникам компании ООО «Пример», в частности Сидорову С. С. и Пупкову В. В., за классный уровень качества обслуживания и оперативное урегулирование всех спорных моментов. Посему бью челом и прошу поощрить их в соответствии с условиями коллективного договора ООО «Пример».
Искренне Ваш, Иванов Иван Иванович




Карточка «Ловля ошибок»

5. Чек-лист

В конце урока важно оценить работу класса и дать школьникам возможность проанализировать собственный результат. Для этого понадобится чек-лист. У детей могут быть такие критерии для самооценки:
  • Я могу перечислить характерные черты разных стилей речи.
  • Я могу различить функциональные стили речи.
  • Я могу отредактировать текст, заменив не подходящие по стилю слова, словосочетания и обороты или убрав их.
На следующем уроке стоит заняться развитием речи. Если в этот раз ученики будут работать над критическим мышлением (поиск ошибок), кооперацией и коммуникацией (взаимодействие в команде во время игры «Крестики-нолики»), то в следующий раз — над креативностью. При написании собственных текстов дети смогут применить знания, навыки и компетенции, полученные на предыдущем занятии.




Карточка «Чек-лист»

Что мне захотелось изменить

Я не встречала ни одной идеальной методической разработки. «Конструктор» не исключение. Поэтому перечислю то, что можно было бы доработать.
Хочется, чтобы карточки распределялись по частям урока более равномерно, а элементы деятельностного этапа прописывались детальнее.
В карточках чувствуется перекос в сторону гуманитарных предметов. Как учителя русского языка меня это ничуть не смущает, но за коллег обидно. Математикам, физикам, химикам воспользоваться «Конструктором» будет действительно трудновато. Для них он сможет стать окном в мир обучения через развлечение, но никак не основным инструментом.
Очевидно, что методисты ИКРЫ смотрят на образование современно. Но некоторые технологии расходятся с принципами гуманистического подхода. В нескольких карточках предлагают как методику соревнование, за которым теряется содержание. Больше всего удивила идея попросить класс в случае правильного ответа ученика хлопать в ладоши, а в случае неправильного — топать ногами. Оказаться на месте этого ребёнка, особенно в начальной школе, страшно.

Чем конструктор помогает учителям

И всё же недостатков значительно меньше, чем достоинств. В первую очередь конструктор разгружает педагога, ведь чтобы урок получился современным, учителю нужно учесть массу деталей. В этом же случае, пользуясь предложенными в конструкторе методиками, учитель автоматически создаёт занятие, которое соответствует ФГОС и развивает требуемые компетенции.




Удобным оказалось и деление на карточки: во время подготовки не нужно пролистывать методичку, сочинять поисковые запросы, выписывать и копировать особо ценные фрагменты. Карточки вносят в урок разнообразие, помогают не упустить важные этапы: например, не забыть о рефлексии. А главное — каждому преподавателю придётся самостоятельно наполнить готовые формы содержанием, так что место для творчества обязательно останется.
Можно выбрать сочетающиеся технологии и пойти от них к предметным смыслам, а можно подобрать к уже существующей задумке интересные идеи заданий и форматов работы. Мой школьный опыт подсказывает, что возможность сложить урок из качественных деталей — то, чего так не хватает учителю, оказавшемуся после тяжёлого рабочего дня в разобранном состоянии.
Eduneo: Секреты преподавания языков
Филологам на заметку, да и всем кто может составлять красивые тексты. Есть замечательный ресурс по созданию интерактивных историй - https://novels.ru/ Сейчас смотрел историю под названием "Мираж" - https://novels.ru/library/?tag=5 там появляются варианты ответа и необходимо их выбрать. В зависимости от выбора меняется и история. Есть 7 концовок.
Кто уже знает о этом сервисе, поделитесь

NOVELS.RU
Eduneo: Секреты преподавания языков

Жаннетта Ермолаева
Антонова, Е. С. Тайна текста. Рабочая тетрадь для развития речи и мышления школьников 5-6 классов. – М. : ООО «Кейс» : ООО «Омега-Л», 2011. – 88 с.

Давно не делилась методическими материалами с вами! Готовиться к новому учебному году можно всегда)
Сегодня для вас:
3. Антонова, Е. С. Тайна текста. Рабочая тетрадь для развития речи и мышления школьников 9 класса. – М.: ООО «Кейс»: ООО «Омега Л», 2012. – 80 с.
Давно не делилась методическими материалами с вами! Готовиться к новому учебному году можно всегда)
Сегодня для вас:
Антонова, Е. С. Тайна текста. Рабочая тетрадь для развития речи и мышления школьников 7 классов. – М. : ООО «Кейс» : ООО «Омега-Л», 2011. – 88 с.
Eduneo: Секреты преподавания языков
Жаннетта Ермолаева
Задания, ребусы, кроссворды, головоломки и криптограммы.
Книга "После уроков"
Автор: А.Шлыкович.

3 комментария:

  1. Интересный материал, Лариса Васильевна! Спасибо! Но, как я поняла, это только пилотный вариант и он только апробируется, так как его нигде нет и автор блога не дает никаких направлений к этому ресурсу.Свой первый урок в 5 классе в этом учебном году я тоже разработала по данным рекомендациям. Если будет доступ к этому материалу, очень хотела бы иметь его. А может быть и мы сами можем разработать такие карточки???

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Eduneo: Секреты преподавания языков
      Жаннетта Ермолаева
      Конечно же, хорошая идея. Было бы хорошо создать свой вариант карточек. Будем пробовать? Предлагаю желающим записываться в творческую группу. Начинаем планировать работу на 2020 год.

      Удалить
    2. Лариса Васильевна! Я только "за". Вот только до сих пор не могу расшифровать в предложенном варианте левую карточку с условными символами. Что они могут обозначать? А правая сторона карточки, думаю, наших творческих учителей-словесников должна заинтересовать и увлечь.Правда, может быть вновь пожалуются коллеги на нехватку времени, а так вполне реально и полезно будет. Ведь старшее поколение уходит, а молодому-то где-то опыт нарабатывать ? А так и кратко и внятно и понятно и простор для индивидуализации и творческого самораскрытия.

      Удалить