Готовимся к новому учебному году

пятница, 6 сентября 2019 г.

В школах Ворошиловского района г. Донецка прошли Первые уроки русского языка



Первый урок русского языка
В МОУ Ворошиловского района 
города Донецка
«Русский язык – 
мой мир, моя душа, моя вселенная»

Учителя-филологи Ворошиловского района провели активную работу по подготовке единого урока «Русский язык – мой мир, моя душа, моя вселенная». На заседании районного методического объединения (рук. Гладчук Т. А.) был изучен приказ МОН и методические инструкции по проведению первого урока, проведены практические занятия по написанию даймонда, сиквейна, монофона.

В 5-6 классах МОУ «Школа №3 г. Донецка» первый урок, посвященный Году русского языка в Донецкой Народной Республике, проходил в форме конкурса или брейнринга. Например, конкурс пословиц и поговорок, конкурс сочинений–миниатюр по пословице или поговорке, конкурс стихов. Победителями конкурса стихов стали учащиеся Хрусталёв Руслан, Балацкая Глафира.

С учащимися 9, 10, 11 классов проведён конкурс «Я знаю русский». Учащиеся 10, 11 классов составили монофоны, даймонды; готовили сообщения об учёных-лингвистах.
В МОУ «Школа № 2 им. Героя Советского Союза Ю.М. Двужильного г. Донецка»  на первых уроках  русского языка ученики читали стихотворения, посвящённые русскому языку:
Народ – властитель тайны слова
И всех сокровищ языка,
Им выткана его основа
Для поколений на века.
Он создал чудо тени, света,
И звука взлет, и слова лад,
Им жизнь поэзии согрета,
В нем звезды вечности горят.
Народ – певец, ваятель, воин,
И в безмятежности своей
Бессмертия он удостоен.
Одной с ним жизнью жить умей!
Мария Комиссарова
 Известными поговорками выражали мудрое, уважительное, бережное отношение к своему родному языку:
«Язык – стяг, дружину водит»;
«Язык до Киева доведет»;
«В умной беседе быть – ума прикупить»;
«Без языка как без рук»;
«Ласковое слово, что вешний день» и т.д.
Раскрывали удивительные стороны психологии народа, его умение подмечать наиболее характерное в предметах и явлениях действительности, с помощью слов, созданных далёкими предками («Не надо терять язык»…):
Русская народная мифология широко представлена в поэтическом мире А.С. Пушкина. Любовь к ней великого поэта пришла вместе со сказками няни Арины Родионовны…
У Лукоморья дуб зеленый…
Ученики задались вопросом: «Что же это за загадочное и таинственное «Лукоморье»?»
Обратились к этимологии (происхождению) этого слова и выяснили:
Издавна лукавым в народе называли дьявола, сатану. Катерина в «Грозе» Островского говорит: «Языком лепечу слова, а на уме совсем не то: точно мне лукавый в уши шепчет, да все про такие дела, нехорошие.»
Из Библии известно, что «сатана» обозначает «обманщик», «хитрец», скрывающий правду, «лисец».
Как же появилось слово «лукавый»?
Вспомним изогнутое оружие для метания стрел – лук. Внешний вид этого оружия и явился основой для его наименования. Происходит от праславянского lorч – «кривой». В русском языке существительному лук в значении «оружие» родственна лука – дугообразный поворот реки или мыс, огибаемый рекой.
Отсюда:
Лукоморье – «изогнутый залив, бухта моря»;
Излучина – «крутой поворот, изгиб реки, берега»;
Лукошко – « корзиночка из изогнутого луба»;
Облучок – «сиденье кучера на изгибе передних концов полозьев у саней или колес у телеги.»
Следовательно, можно считать, что лукавый (эвфемизм сатаны) в значении «хитрый, изворотливый, коварный »- это переносной от «извилистый, кривой, непрямой».
Этимология помогает ребятам проникать в глубокие смыслы нашей речи, воспитывает и развивает интерес к слову.
Ребята составили даймонд:
Русский язык!
Родной, мой!
Соединяет, учит, вдохновляет.
Язык является смыслом жизни.
Литература трогает струны души.
Переживает, думает, волнует
Русская, родная
Литература!
 Костюк Л. 8 класс
Расширили словарный запас, составляя монофон:
Русская речь
Роскошна русская речь!
Ровно разливается разговор! Работу над речью разнообразим работой! Развиваемся, разбираемся, радуемся, работаем. Разрабатываем речь.
Ровняем роскошь русской речи!!!
Балабанова Д., 8 класс
Русская речь!
Русская речь рада раздарить радостно ребятам радость! Радуются и рабочие! Работают радостно радо России. Россия…Речь…Разжигает разливную радугу в разумах россиян! Россию с русской речью разделить в реальности не рекомендуется.
Радость!!!
 Ерошенко Л., 11 класс
Русская речь!
Радостно растолкую русскую речь различным работникам России: разведчикам, редакторам, режиссёрам, ректорам, радиомеханикам. Романы и рассказы рекомендую разослать ребятам, развить разум и рассудить о репутации. Расходовать речь- равноценно разлуке!
Хомичук Н., 11 класс
В МОУ «Национальная еврейская школа № 99 «Ор-Менахем» города Донецка» в 1-11 классе прошли первые уроки русского языка по теме «Русский язык – мой мир, моя душа, моя вселенная». Учащиеся 10-а класса (учитель Петрова О.Г.) составили напутственное письмо пятиклассникам. В нем они перечислили обязательные условия для успешной учебы по предмету и пояснили, за что любят русский язык, как заботятся о грамотности и его чистоте.
В рамках мероприятий, посвященных Году русского языка, в МОУ "Многопрофильный лицей №5 им. Н.П. Бойко г. Донецка" первый урок был посвящен единой теме: «Русский язык – мой мир, моя душа, моя вселенная». Девизом уроков стали строчки А.И. Куприна: "Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью".
Учащимся 5-11 классов были предложены различные формы нетрадиционной работы с целью расширения словесного кругозора, освоения основных норм грамотности, формирования ответственного и творческого подхода к изучению родного языка. К примеру, в 5-х классах учащиеся составляли синквейны, участвовали в словесном  турнире "Подбери синонимы". Увлечённо работали разновозрастные команды, выполняя определённые задания: работали со словарями, определяя значение и происхождение фразеологизмов; исполняли сказочные сюжеты по изученным литературным произведениям; проводили «аукционы открытых мыслей; составляли ребусы, шарады; писали сочинения о «великом и могучем» русском языке. Учащиеся 9-11 классов подготовили интересные факты о выдающихся деятелях лингвистики, углубили знания о роли русского языка в развитии мировой литературы, проверили свои знания в тренажёре грамотности. Секция журналистов интервьюировала учащихся 7-11 классов и выпустила дайджест, в котором обобщила впечатление участников квеста.

Школьники в игровой форме знакомились с историей развития русского языка, демонстрировали свое умение объяснять значение русского языка в жизни каждого человека, участвовали в презентации научной и справочной литературы по лингвистике. Учащиеся подготовили стенгазеты, в которых была отражена интересная информация о русском языке.
Все уроки стали мотивацией для сохранения самобытности языка, его культурной ценности; обучения и познавательной деятельности. Учащиеся убедились в том, что русский язык просто необходимо изучать, что язык преображает, учит, живёт с мыслями и чувствами человека, что он так же безграничен, всеобъемлющ, неисчерпаем, как и мир, и душа, и вселенная.
Коллектив учителей-словесников уверен, что первый урок - старт к новым достижениям, а также важный элемент к дальнейшему изучению и уважительному отношению к нашему родному языку.
Приложение. Фрагменты интервью и синквейнов учащихся 7-11 классов.
Первым шагом к формированию у учащихся отношения к русскому языку как общенациональной ценности стал урок «Русский язык – мой мир, моя душа, моя вселенная» в МОУ «МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №1 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Учителями методического объединения учителей славянской филологии были разработаны сценарии уроков для каждой параллели с учетом уровня подготовки и возрастных особенностей школьников. При подготовке и проведении уроков были использованы материалы Методической мастерской для учителей-словесников «Сценирование и режиссура современного урока русского языка и литературы в соответствии с ГОС». Расширению лингвистического кругозора учащихся способствовала выставка книг о русском языке. В экспозиции были представлены словари, книги Корнея Чуковского, Льва Успенского, Норы Галь и других известных авторов.
В 5 классах (учителя Грудина В.Ю., Кантаровская И.В., Шаннани Н.В., Кантаровская И.В.) учащиеся в игровой форме знакомились с генеалогическим древом языков, историей развития русского языка, ролью языка в жизни человека и общества; составили по опорным словам кластер на тему «Язык», демонстрировали свое умение объяснять значение русского языка в жизни каждого человека, прослушали песню «Говорим на русском языке» и «Гимн русскому языку»; участвовали в лингвистических играх и пробовали силы в сочинении собственных пословиц о языке; читали стихотворения о величии русского языка.
В 6-А классе (учитель Кантаровская И.В.) учащиеся составляли сенкан "Русский язык" и выполняли задания тест-карты "#Я знаю РУССКИЙ".
Учащиеся 7 классов (учитель Максимова Т.Г.) и 8 классов подготовили викторину и рассказ «О занимательных трудностях и трудных занимательностях русского языка».
Восьмиклассники поучаствовали в интерактивном диалоге «Язык есть исповедь народа» (8-А, учитель Л.В. Дьяченко), совершили виртуальное путешествие «Русский язык на карте мира»(8-Б,В; учитель Н.В. Шаннани).В качестве аргументов собственного мнения учащимися, работавшими в творческих группах, были подобраны и оформлены в виде презентации высказывания известных писателей о возможностях и достоинствах русского языка. Но использованный на уроке видеоролик «Факты про русский язык. Уникальный и лучший язык в мире» обозначил и проблему: русский язык очень непрост для понимания и изучения. Поиск путей решения проблема стал содержанием оживленной дискуссии.
При проведении 1-го урока по русскому языку «Русский язык – мой мир, моя душа, моя вселенная» в 10-11-х классах (учитель Третьяченко Е.Е.) были использованы приемы технологии развития критического мышления, сущность применения которых заключается в создании условий для творческой самореализации обучающихся.
Целесообразным на стадии вызова было использование приема «Круги по воде». Опорным словом к этому приему стало изучаемое понятие «Русский язык». На стадии осмысления был использован прием «Монофон». Учащиеся составляли послание младшим школьникам с пожеланием изучать русский язык.
На стадии рефлексии было предложено составить даймонд на тему «Русский язык».
Итогом проведенных уроков стало понимание учащимися богатства и уникальности русского языка, необходимости бережного отношения к нему как к национально-культурной ценности.
В МОУ «Школа № 9 города Донецка» с 1 по 11 классы прошли тематические уроки по русскому языку на тему: «Русский язык – мой мир, моя душа, моя вселенная». Так, в 5-ых классах детям было предложен урок-путешествие на тему: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку»
Для учащихся 6х классов был проведен КВН «Русский язык – один из развитых языков мира»
В библиотеке была организована выставка литературы на тему: «Экология русского языка – экология нравственности». Также в библиотеке прошел урок-форум на тему: «Великий могучий, правдивый и свободный русский язык».
Учащиеся 10х – 11х классов провели лингвистический квест «Быть грамотным – значит быть творцом собственной жизни».
Среди учащихся 9х – 8х классов был проведен брейн-ринг «Родной язык – душа моя, мой мир»
Все мероприятия в МОУ «Школа №9 ГОРОДА ДОНЕЦКА» прошли на высоком уровне.
В МОУ «Школа №14 г. Донецка» прошли первые уроки русского языка  на тему «Русский язык – мой мир, моя душа, моя Вселенная». В классах  школьники с большим интересом участвовали в интеллект-игре «Знаем русский!», в викторинах «Задачки для ума», «Русский народ о языке» (6-7 кл), в создании мозаики «Великий и могучий русский!» (11 кл), включились в школьный конкурс на лучшую работу «Признаюсь в любви к родному  языку» (8-11 кл).
2 сентября 2019 года в МОУ «Специализированная физико – математическая школа № 17 города Донецка» в 1 – 11-х классах учителя русского языка провели первый урок по теме: «Русский язык – мой мир, моя душа, моя вселенная».

Во время урока  главной целью было способствовать сохранению и повышению интереса в сознании учащихся к проблемам, связанным с вопросами функционирования и изучения русского языка, отношения к русскому языку как общенациональной ценности, сохранению реализации воспитательных возможностей предмета «Русский язык» для формирования духовных и нравственных качеств, мировоззрения учащегося, его гражданского, сознательного и бережного отношения к русскому языку как национально-культурной ценности, последовательного и глубокого приобщения к русской культуре.
В 5 – 6 классах уроки прошли под слоганом «Довольно наш язык в себе имеет слов». Учащиеся составляли даймонды, сенканы о русском языке. На уроках в качестве дидактического материала были использованы комплекты аудиороликов, подготовленные отделом русского языка и литературы ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования» в рамках проекта «ГраммаФон», тренажёр грамотности – мини-плакаты «Кот учёный», разработанные отделом к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина в рамках Года русского языка в Донецкой Народной Республике.
В 7-х классах уроки проводились в формате тематического концерта, где ребята рассказывали о величии русского языка, мастерах слова.
В актовом  зале учащиеся  9 – А класса провели для седьмых классов  викторину «Русский язык – мой мир, моя душа, моя вселенная», которая стала проверкой уровня предметных компетенций не только для обучающихся седьмых классов, но и для девятого. Ведь ребята сами составляли вопросы, находили ответы и проводили целое исследование, готовясь быть компетентными членами жюри и ведущими.
В 8-х классах учащиеся во время урока сами составляли вопросы по ранее изученным темам с помощью Кубик Блума. Учащиеся продемонстрировали хороший лексический запас и творческий потенциал, представив собственные монофоны «Роскошная русская речь».
В 9-Б классе была проведена конференция «Русский язык – душа народа Донбасса». На уроках был использован дидактический материал краеведческого характера, а также мультимедиасопровождение (музыкальный видеоролик «Донбасс говорит по-русски», музыкальные композиции «Мы любим русский» и «Песня о русском языке», «Гимн русскому языку» Р. Казаковой). В 9-А был проведён урок – дискуссия, который позволил организовать живое общение, вовлечь всех участников в обсуждение вопроса, спровоцировал напряжение мысли, которое возникает в раздумьях, в столкновениях различных точек зрения, стимулирует речевую активность и самостоятельность суждения.
10-11-е классы провели лингвистический ринг, презентацию лингвистических проектов. На уроках с целью развития коммуникативной компетенции, формирования универсальных учебных действий, реализации системно-деятельностного подхода итоги работы подводились с помощью интерактивного метода «ИДЕАЛ», приёма «Кольца Венна».
Первый урок «Русский язык – мой мир, моя душа, моя вселенная», несомненно, дал большой эмоциональный заряд ребятам, способствовал формированию положительной мотивации учебной деятельности. Уроки проходили интересно, ярко, действенно, торжественно, продуктивно.


2 комментария:

  1. Почерпнула множество прекрасных идей для уроков русского языка! Спасибо, уважаемые коллеги, за готовность делиться опытом! Спасибо, Лариса Васильевна, за то, что учитель-словесник точно знает, где найти все необходимое - от теплого слова до нормативных документов!

    ОтветитьУдалить
  2. Благодарю Вас, Ольга Геннадьевна, за поддержку и активность на блоге. Пусть учебный год приносит только удовольствие от работы и сотворчества!

    ОтветитьУдалить