Готовимся к новому учебному году

воскресенье, 27 октября 2019 г.

Как начать и закончить сочинение по русскому языку

Рассматриваются разные виды вступлений и заключений к части С., в написании которых затрудняются выпускники школ.

Как говорится в пословице: «Доброе начало — половина дела». В работе над сочинением часто труднее всего начать, т. е. написать вступление. Оно не должно быть очень большим или слишком маленьким. Общепринятой нормой является следующаяе соотношение: вступление и сочинение должны составлять вместе примерно одну треть всей работы.

Вступление  важная композиционная часть сочинения, организующая весь текст. Важнейшими признаками вступления являются:
  1. Лаконичность
  2. Связь с темой
  3. Наличие сформулированного тезиса
  4. Связь с заключением
Вступлени может быть оформлено по-разному. Какие варианты даны здесь? Вступление можно начать:
  • с определения темы текста
  • с формулировки основных проблем, которые поднимает автор
  • с изложения собственной позиции
  • с краткой справки об авторе текста, основных проблемах, которые он поднимает в своем произведении
  • с лирического размыгшления, связанного с темой текста
  • с назывного предложения в качестве зачина
  • с вопросно-ответного единства, т.к. диалогичность позволит сделать вступление более энергичным
  • с риторического вопроса
  • с цитаты в качестве зачина
  • с цепочки вопросительных предложений
  • с обращения к исторической характеристике
  • с диалога с воображаемым собеседником
  • с рассуждения о заглавии
  • сравнения ( прошлого и настоящего, понятий и произведений)
  • со связи с современностью
Что касается заключения? Девиз всякого, кто заканчивает работу над сочинением: «Конец — делу венец».
Закончить сочинение так же можно различными способами:
  • заключение написано в форме цитаты, если она является итоговым суждением, отражающим идею и проблематику текста
  • подведен итог сказанному, делается обобщение
  • в форме яркого примера, обобщающего суждения
  • форма спора с воображаемым собеседником
  • развернутая мысль, выраженная во вступлении
  • афоризмом
  • энергичным ответом на вопрос, поставленным в начале сочинения
Из журнала "Русский язык в школе" (№ 8, 2010 год)
Из статьи Тамары Осиповны Скиргайло в «Как начать и закончить экзаменационное сочинение по русскому языку в 11 классе» 

2 комментария:

  1. Лариса Васильевна,для обучения написанию творческих работ и подготовке к олимпиадам материал бесценен!! Спасибо

    ОтветитьУдалить
  2. Благодарю Вас, Татьяна Александровна! Уверена, что участники олимпиады знают алгоритм написания творческой работы.

    ОтветитьУдалить