Дистанционное обучение

четверг, 6 мая 2021 г.

Готовимся к ЕРЭ: КИМ (часть вторая)

 



КИМ: задание 27 

Анализ смысловой связи 

Смысловая связь – это логические отношения между примерами-иллюстрациями, которые экзаменуемый использует в комментарии проблемы текста. 

Обратите внимание! 

Ошибки в выявлении смысловой связи между примерами-иллюстрациями: 

 Попытка сопоставления логически несопоставимых примеров; 

 подбор примеров-иллюстраций, не имеющих между собой смысловой связи, и попытка «притянуть» её к примерам; 

 подмена определения смысловой связи между примерами общими словами: 

 «Развивая свою мысль, автор приводит следующий пример…»; 

 «Продолжая повествование, автор текста приводит пример…» и т.п. 

 Формальное указание вида связи без анализа её функции в раскрытии авторской позиции, его замысла: 

 «Второй пример в тексте противопоставлен первому»; 

 «Эти примеры дополняют друг друга»; 

 «Этот пример-иллюстрация – следствие из причины, указанной в первом примере»  «Эти примеры связаны причинно-следственными отношениями» и т.п.

Как проанализировать смысловую связь между примерами-иллюстрациями? 

1. Определите вид смысловой связи между выбранными Вами примерами-иллюстрациями. 

2. Прокомментируйте её в 2-3 предложениях: 

 О чём свидетельствует эта смысловая связь? 

 Как она помогает понять сформулированную проблему текста? 

 Что подчёркивает в характере героя (его мироощущении, психологическом состоянии, отношении к нему окружающих и т.д.)? 

 Какие выводы, обобщения помогает сделать? 

 Как помогает эта связь раскрыть авторский замысел? 

 Какова роль этой связи в раскрытии авторской позиции? и т.п. 

Указание на смысловую связь между примерами-иллюстрациями может быть выражено различными способами: 

Связь между примерами-иллюстрациями

Вопросы

Способ выражения

в сочинении

 

1

Детализация

Можно ли привести подробности?

Какие? 

… так, например…

… укажем детали…

2

 

Указание на следствие 

Как это может сказаться на…?

Из чего это следует?

Что с этим связано?

… вот почему…

3

Подтверждение

Как это подтверждается автором?

… в подтверждение этих мыслей автора…

4

Объяснение

Почему?

Чем это можно объяснить?

… автор объясняет это тем, что…

… объясняется это тем, что…

5

Определение

Что обозначает это слово?

 

… это слово автор понимает по- своему…

… значение этого слова определяет…

6

Аналогия

На что это похоже?

… как и.., здесь прослеживается (обнаруживается)…

7

Выделение

Что здесь главное?

Что автор (рассказчик) отмечает в первую очередь?

… автор текста фиксирует внимание…

8

Сопоставление и противопоставление

С чем это сравнивается?

Чему это противопоставлено?

… сравним…

… автор противопоставляет…

… автор сравнивает…

 

И другие…

 


16 комментариев:

  1. Спасибо, уважаемая Лариса Васильевна, за такой необходимый сейчас материал.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Готовимся вместе, уважаемая Наталия Викторовна! Жаль только, что информацию просматривают только 30-40 человек.

      Удалить
  2. Большое спасибо, Лариса Васильевна, за помощь!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Взаимно, уважаемая Светлана Викторовна! Обмениваемся опытом.

      Удалить
  3. Добрый вечер. Спасибо, уважаемая Лариса Васильевна, за такой полезный материал в самую горячую пору подготовки к экзаменам!

    ОтветитьУдалить
  4. Ув. Ольга Витальевна! Благодарю за позитивный отзыв. Удачи! Отличных результатов!

    ОтветитьУдалить
  5. Уважаемая Лариса Васильевна, обращаюсь к Вам за разъяснением и уточнением критериев написания 27 задания ЕРЭ по русскому языку (по сочинению).

    Пожалуйста, ответьте, обоснование и аргумент в сочинении должны быть только примером из литературы или, как в российском ЕГЭ, можно использовать всё нижеперечисленное?

    Мы просмотрели вебинары, рекомендуемы отделом образования: https://youtu.be/qMU89sGGzwk, https://youtu.be/PdoPpqk9_qM, изучили требования к написанию сочинения по ЕГЭ ФИПИ, другие обучающие сайты https://ctege.info/sochinenie-ege/sobstvennoe-mnenie-v-sochinenii-ege-po-russukomu-yazyiku.html​​​​​​​ Там сказано:

    "Что может служить обоснованием?

    -факты (реальное событие, явление, то, что действительно произошло);
    -иллюстрации (наглядно-описательная форма): можно использовать конкретный -пример – сообщение о событии (в литературе, в жизни и т.д.) и предположительный пример – рассуждение о том, что могло бы быть при определенных условиях;
    -опыт (личный, конкретный, общечеловеческий, исторический, научный эксперимент, исследования и т.д.);
    -обращение к традициям, авторитетным мнениям (мнения известных ученых, философов, писателей, общественных деятелей, специалистов – экспертов);
    цитаты из авторитетных источников;
    обращение к теоретическим знаниям, терминологии (в науке, искусстве, культуре и т.д.);
    -обращение к логике (индукция, дедукция)."
    "Можно ли приводить литературный аргумент?"

    ​«Можно, если он встраивается в ваше рассуждение, если он действительно подходит, если он действительно будет подтверждать ту мысль, которую вы доказываете».

    «Никто не запрещает обращаться к литературным аргументам… НО если будет приведён аргумент, который не соответствует заявленному суждению, ребёнок получит 0 баллов за собственную позицию\. получит 0 баллов, если это будет нарушение логики, поэтому не пишите об актуальности проблемы в наше время, и если будет допущена фактическая ошибка, мы снимем еще баллы за факты, поэтому будьте очень осторожны с приведённой аргументацией» (И.П.Цыбулько)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Представьтесь, пожалуйста.
      Спасибо.

      Удалить
    2. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
    3. Ув. Галина! Представьтесь, пожалуйста. Вы учитель или выпускница? Если учитель, то позвоните мне, пожалуйста.

      Удалить
    4. Я мама выпускника. Извините, что беспокою Вас.

      Удалить
    5. Достаточно одного (желательно привести пример из литературы); второй может быть из перечня, который Вы привели.

      Удалить
  6. Уважаемая Лариса Васильевна, здравствуйте! Скажите, допустимо ли использовать формулировку: "Оба примера дополняют друг друга и доказывают, что... (далее 1-2 предложения-пояснения)"

    ОтветитьУдалить
  7. Ув. Лариса Сергеевна! Извините, но нужно знать текст и прочитать примеры, тогда давать ответ-рекомендации. Можно обойтись и без "дополняют друг друга".

    ОтветитьУдалить